Статьи
Стратегия рынка ДМС. В ожидании профессионального лечения


Согласно Стратегии развития здравоохранения до 2020 г., работа рынка добровольного медицинского страхования (ДМС) приводит к «снижению доступности и качества медицинской помощи населению, обслуживаемому по программе государственных гарантий». Исходя из этого, государство не поддерживает его развитие. Однако последнее исследование показало, что в условиях недостаточности финансирования системы здравоохранения такая позиция приведет к росту теневых платежей и снижению эффективности всей системы медицинского страхования.

Развитие рынка ДМС в настоящий момент происходит без явного участия со стороны государства:

в стратегии развития страховой отрасли в РФ на 2008–2012 гг. не прописана ни одна конкретная мера по развитию рынка ДМС;

реформа системы ОМС не уточняет место ДМС в системе финансирования здравоохранения;

в концепции развития здравоохранения РФ до 2020 г. говорится, что ДМС «приводит к снижению доступности и качества медицинской помощи населению, обслуживаемому по программе государственных гарантий»;

поручения президента РФ разработать комплекс мер по стимулированию добровольного спроса на личное страхование и составить стандартные договоры по основным видам личного страхования (итог совещания 30.08.2010 г.) на данный момент не выполняются.

Исключение – повышение нормы отчисления на себестоимость расходов по ДМС сотрудников с 3 до 6% от суммы расходов на оплату труда (с 01.01.2009 г.). Однако эта мера скорее направлена на поддержку бизнеса, чем на развитие ДМС.

Специалисты компании «Эксперт РА» уверены, что построение эффективного рынка ДМС будет иметь положительные внешние эффекты для системы здравоохранения и общества в целом, именно поэтому государство должно способствовать его развитию.

Основные направления поддержки развития рынка ДМС

«Эксперт РА» разработал основные положения стратегии развития рынка ДМС, которая должна стать составной частью концепции развития системы здравоохранения. Ее цель – создание дополнительной по отношению к ОМС системы страховой защиты населения, повышающей эффективность работы здравоохранения и предоставляющей повышенные социальные гарантии (табл. 1). Основные направления стратегии: четкое разделение систем ОМС и ДМС, обновление продуктовой линейки и стандартизация договоров ДМС, а также упрощение применения налоговых льгот.

Четкое разделение систем ОМС и ДМС. Проблема состоит в том, что программы ОМС и ДМС частично дублируются, но оплачиваются по отдельности, что дестимулирует развитие рынка ДМС, завышает стоимость полиса ДМС.

Что же предпринять? Нужно определить минимальный гарантированный набор услуг, предоставляемых в рамках программы ОМС. Остальные услуги должны предоставляться либо платно, либо покрываться полисом ДМС. Также необходима автоматизация учета услуг в медицинских учреждениях, позволяющая разносить затраты на систему ОМС и другие источники платежей (средства пациента либо выплаты по ДМС).

Результаты реализации мер: снижение стоимости полиса ДМС (так как будет исключаться дублирование платежей за услуги, предоставляемые в рамках ОМС) и более четкое понимание необходимости его приобретения (граждане будут знать, что покрывается в рамках стандартной программы ОМС, а за что они должны платить сами).

Обновление продуктовой линейки и стандартизация договоров ДМС. Здесь основная проблема следующая: рисковая составляющая в большинстве программ ДМС сводится к минимуму. В основном полисы ДМС покрывают амбулаторное лечение «от насморка», тогда как более рисковое и дорогостоящее лечение в стационаре исключается из покрытия. Такая структура полиса делает его менее доступным для страхователей, а также приводит к резким колебаниям убыточности в период кризиса. При этом введение иных «экзотических» правил ДМС сдерживается длительной процедурой согласования с ФССН.

Эффективной будет такая мера, как стимулирование развития альтернативных программ ДМС: рискового ДМС, покрывающего лечение в стационаре; накопительного медицинского страхования (личных накопительных медицинских счетов); программ, предполагающих солидарную оплату полиса ДМС работодателем и работником (франшиза, доплата по факту использования услуги застрахованным).

Также важно упростить про­цедуру согласования новых правил ДМС в ФССН и разработать стандартные правила ДМС, где будут четко прописаны права и обязанности сторон, стандартные исключения.

Результатом реализации этих мер послужит расширение охвата населения услугами ДМС, так как рисковые программы будут стоить дешевле. Кроме того, стандартизация договоров ДМС повысит прозрачность рынка добровольного медицинского страхования, что также будет способствовать росту розничного спроса на него. Повысится уровень социальной защиты населения (вырастет доля договоров с рисковой составляющей). Решится проблема роста убыточности ДМС в кризис (это происходит из-за увеличения доли договоров, предполагающих солидарную оплату полиса ДМС работодателем и работником, развития накопительного медицинского страхования).

Упрощение применения налоговых льгот. Проблема: существующие налоговые льготы не стимулируют роста спроса на добровольное медицинское страхование. В настоящий момент при покупке полиса ДМС физические лица могут получить социальные налоговые вычеты. Сумма налогового вычета – в размере фактически произведенных расходов, но не более 120 тыс. рублей – существенно превышает среднюю стоимость полиса ДМС (40–50 тыс. рублей по Москве). Однако сама процедура получения льготы – социальные налоговые вычеты предоставляются при подаче налоговой декларации по окончании налогового периода – сдерживает ее активное использование.

Что предпринять? Упростить порядок получения налогового вычета – уменьшение суммы НДФЛ при предъявлении справки о покупке полиса на работе. Использовать налоговый вычет в накопительном медицинском страховании. Результаты реализации данных мер – рост спроса на ДМС со стороны физических лиц и повышение качества розничного портфеля страховщиков из-за снижения влияния ухудшающего отбора.

Объем рынка ДМС

В 2010 г. рынок добровольного медицинского страхования стал восстанавливаться после кризиса. Страховые взносы по ДМС за 2010 г. составили 85,7 млрд рублей, в 2009 г. – 74,8 млрд. Прирост взносов – 16,9% за 2010 г. (по сравнению с 2009 г.). По оценкам специалистов «Эксперта РА», в 2011 г. объем рынка ДМС составит 89,6 млрд рублей, в 2012 г. – 100,3 млрд (график 1).

Это оживление произошло за счет восстановления урезанных во время кризиса бюджетов компаний на социальное обеспечение своих сотрудников, а также возвращения старых клиентов, временно отказавшихся от ДМС в финансово нестабильный период. Кроме этого, росту премий способствовало повышение тарифов страховщиками в связи с ростом цен на услуги ЛПУ. В 2010 г. также отмечался рост спроса на ДМС со стороны не только крупных компаний, но и малого и среднего бизнеса.

Желание сотрудников компаний иметь полис ДМС даже за собственные средства показывает, что добровольное медицинское страхование востребовано, по крайней мере, среди части общества. Розничный спрос на ДМС во время кризиса увеличился, но его объем остается по-прежнему на низком уровне. По данным «Эксперта РА», объем рынка розничного ДМС составляет всего 5,8 млрд рублей, или 6,8% от всего рынка ДМС (за 2010 г.).

Концентрация рынка ДМС

Концентрация рынка ДМС с каждым годом увеличивается. Если по итогам 9 месяцев 2009 г. на 20 крупнейших страховщиков в сегменте ДМС приходилось 74% взносов (в 2009 г. – 72,5%), то за тот же период 2010 г. этот показатель увеличился до 77,6%. Количество страховщиков, занимающихся ДМС, сократилось на 36.

В 2009 г. страхованием ДМС занималось 390 страховых компаний, по итогам 9 месяцев 2010 г. – 354. Сокращение числа компаний связано не с отказом от страхования ДМС универсальных страховщиков, а с отзывом лицензий у небольших компаний, имеющих слабую репутацию и занимающихся «псевдострахованием». Рост концентрации происходил за счет перераспределения взносов в пользу более крупных и надежных компаний.

Убыточность рынка ДМС

По данным «Эксперта РА», коэффициент убыточности-нетто ДМС за 9 месяцев 2010 г. составил 83,2% (за 9 месяцев 2009 г. – 77,2%), за 2009 г. – 87,4%. По итогам 2010 г. убыточность увеличится и превысит 90%. Усредненное значение комбинированного коэффициента убыточности-нетто за 9 месяцев 2010 г. составило 99% (за 9 месяцев 2009 г. – 90%, за 2009 г. – 99%).

Проанализировав значения технического результата по ДМС страховых компаний, занимающих 77% этого рынка, специалисты «Эксперта РА» пришли к выводу, что общие показатели сглаживаются, уже нет такого сильного разрыва между компаниями с положительным техническим результатом и отрицательным. За 9 месяцев 2010 г. совокупный положительный технический результат компаний составил 2,3 млрд рублей, отрицательный – 922 млн, в 2009 г. – соответственно 3,9 млрд и 1,6 млрд рублей.

Страховщики считают, что снижению убыточности будет способствовать оплата только тех медицинских услуг, которые должны быть предоставлены при конкретном страховом случае в соответствии с принятыми между страховщиком и ЛПУ стандартами. Таким образом, исключаются всевозможные «накрутки» и предоставление ненужных медицинских услуг, в противном случае они просто не будут оплачены страховщиком.

Одним из способов снижения убыточности ДМС является выбор клиник с оптимальным соотношением цены и качества.

Тенденции рынка ДМС

Корпоративный спрос. Место ДМС в системе финансирования медицины является очень незначительным, подавляющую долю занимают ОМС и платные услуги, предоставляемые лечебными учреждениями.

Одним из немногих шагов по стимулированию рынка ДМС стало увеличение нормы отнесения премий по ДМС на себестоимость с 3 до 6%. Однако роста спроса на добровольное медицинское страхование, ожидаемого страховщиками, эта мера не принесла. Принятие изменений в Налоговый кодекс пришлось на самый разгар кризиса – 1 января 2009 г., когда корпоративные клиенты оптимизировали свои затраты, в том числе и на добровольное медицинское страхование своих сотрудников, и отказывались от предоставления соцпакетов либо значительно их урезали. Поэтому сейчас рано говорить о степени влияния на рынок ДМС повышения нормы отнесения затрат на себестоимость.

В наибольшей степени в 2010 г. эта мера была востребована компаниями малого и среднего бизнеса. Аналитики компании «Эксперт РА» отмечают повышение спроса предприятий малого и среднего бизнеса на добровольное медицинское страхование.

Рост спроса со стороны корпоративных клиентов возобновится после выхода экономики из кризиса. Для корпоративного сектора спрос на ДМС могут подстегнуть налоговые преференции.

Розничный спрос. Для физических лиц также существуют налоговые льготы – это налоговые вычеты на медицинское обслуживание и взносы по ДМС в размере 120 тыс. рублей. Однако для физических лиц это не является стимулом к приобретению полиса ДМС, так как о вычете знают немногие. Также есть сложности с оформлением вычета, да и получить его можно только после покупки полиса ДМС, а не до этого.

Низкий спрос со стороны частных клиентов обусловлен низкими доходами населения и высокой стоимостью полиса ДМС. По данным «Эксперта РА», объем рынка розничного ДМС составляет всего 5,8 млрд рублей, или 6,8% от всего рынка ДМС (за 2010 г.).

Рентабельность розничного ДМС находится на низком уровне, что приводит к установлению более высоких цен для частных клиентов, нежели для корпоративных. Высокая убыточность розничного ДМС связана с тем, что частный клиент стремится максимально использовать страховку – посетить клинику как можно больше раз, чтобы окупить ее стоимость. Помимо этого, происходит ухудшающий отбор, так как страховку приобретают, в основном, люди, уже имеющие заболевания.

Во время кризиса произошло перераспределение клиентов из корпоративного сектора ДМС в розничный. Сотрудники компаний, лишившиеся соцпакетов, сами стали приобретать полисы ДМС. С выходом из кризиса и возвращением корпоративных клиентов к ДМС розничный спрос сократится.

Для граждан, которые не страхуются работодателем в системе ДМС и для которых нынешние цены на полис ДМС являются слишком высокими, страховщикам необходимо выпускать новые дешевые продукты с ограниченным числом страховых случаев, возможно, даже продукты с франшизой. Это должно подстегнуть розничный спрос, но сейчас страховые компании не стремятся продвигать такие продукты из-за низкой рентабельности розничного ДМС. Так как спрос отдельных клиентов невелик, то и предложение страховщиков соответствующее.

В настоящее время культура страхования среди большинства граждан России находится на низком уровне, кроме этого, еще не появилось доверие к частным клиникам, особенно у поколения людей, которым сейчас за 40. Поэтому должно пройти время, чтобы менталитет граждан изменился.

Влияние нового закона об ОМС на рынок ДМС

Увеличение отчислений с фонда оплаты труда на ОМС с 3,1 до 5,1% может привести к снижению взносов на ДМС, так как компании должны отчислять больше средств на ОМС, а в условиях ограниченности ресурсов они будут оптимизировать затраты, экономя на ДМС. Особенно ощутимо эта мера может повлиять на еще не­устойчивый спрос со стороны малого и среднего бизнеса. Таким образом, ДМС придется конкурировать с ОМС.

Возможны два варианта развития рынка ДМС с вступлением в силу нового закона об ОМС.

Первый вариант: нововведения, касающиеся возможности застрахованных самостоятельно выбирать лечебное учреждение, врача, а также страховую медицинскую организацию, могут стать угрозой развития рынка ДМС. Частные клиники также могут подать заявку для участия в системе ОМС. В случае возможности выбора по программе ОМС клиники с высоким уровнем сервиса и качества предоставляемых услуг отпадает необходимость покупки полиса ДМС. Сразу этого эффекта ждать не приходится, но в будущем система ОМС вполне может оказать серьезную конкуренцию ДМС. Сейчас муниципальные клиники проигрывают в сервисе и качестве оборудования, а с приходом в систему ОМС частных клиник повысится конкуренция между муниципальными клиниками и частными, что должно способствовать повышению качества предоставления услуг медицинскими учреждениями всех форм собственности.

Второй вариант: ухудшающий отбор может привести к росту рынка ДМС. По этому сценарию развития клиники высокого уровня не захотят войти в систему ОМС, а вместо них войдут клиники более низкого уровня, тогда спрос на ДМС увеличится, конкуренции между клиниками не будет, значит, не станет и стимулов к повышению сервиса и качества предоставляемых услуг муниципальными клиниками. Помимо этого, частные клиники, вошедшие в систему ОМС, могут дискриминировать клиентов, приходящих по полису ОМС.

Проблема нехватки ЛПУ

Развитие рынка ДМС сдерживается со стороны предложения, так как количество ЛПУ, работающих по программам ДМС, весьма ограничено.

По данным Госкомстата, количество медицинских организаций ежегодно снижается, так, в 2000 г. количество клиник составляло 32 тыс., а в 2009 г. – 21,8 тыс. Сокращение количества ЛПУ происходит ежегодно. При этом число врачей постепенно увеличивается (+4,6% в 2009 г. по сравнению с 2000 г.), а численность среднего медицинского персонала сокращается (-2,9%). За тот же период прирост числа врачей на 10 тыс. человек увеличился на 7,1%, численность среднего медицинского персонала уменьшилась на 0,7%. Каждый год ликвидируются небольшие сельские медицинские учреждения типа фельдшерско-акушерских пунктов, сокращаются койко-места в больницах поселков. В первую очередь сокращаются учреждения, в которых не могут быть выполнены стандарты оказания медицинской помощи гражданам в полном объеме.

На фоне сокращения количества государственных медицинских учреждений рост числа частных клиник теряется в статистике. ЛПУ, предоставляющих качественные медицинские услуги и работающих по программам ДМС, существенно не хватает, особенно в регионах. Страховщики пытаются решить эту проблему строительством собственных клиник. Такая серьезная их нехватка проявляется в быстрой окупаемости вновь построенных клиник в крупных городах. Так, в Москве выход на точку безубыточности новой клиники может быть достигнут за один год, а не за 3 года по инвестиционному плану.

Страховщикам строительство собственных клиник выгодно и потому, что можно контролировать их затраты, объемы предоставления медицинской помощи, исключая возможность «накруток» и «гиперлечения».

Уже сейчас частные клиники успешно конкурируют с ведомственными клиниками. Кроме этого, возможность частных клиник работать по системе ОМС еще более увеличит эту конкуренцию. Если до этого было невыгодно строить частные клиники в небольших городах из-за низкой их загрузки по программам ДМС и отдельных платных услуг, то теперь заполнить клиники смогут и клиенты по ОМС. Можно ожидать, что заинтересованность частных инвесторов в строительстве новых клиник увеличится (табл. 2, график 2).

Эффективность взаимодействия страховщиков и ЛПУ

Важнейшей функцией страховщиков в добровольном медицинском страховании является то, что они выступают гарантом оказания помощи застрахованному именно в тех объемах, которые необходимы. Зачастую случается, что врачи оказывают меньше медицинских услуг, чем необходимо, либо, наоборот, назначают лишние процедуры.

Чтобы повысить эффективность взаимодействия страховщиков и ЛПУ, необходимо развивать информационные технологии, которые повысят контроль за предоставленными медицинскими услугами. С помощью ИТ-систем и медицинских стандартов появляется возможность эффективно проводить медико-экономическую экспертизу, контролировать врачей при назначении лишних либо недостаточных услуг, так как благодаря информационным системам эксперт тут же видит несоответствие стандартам.

При заключении договора между клиникой и страховщиком устанавливаются стандарты и нозологические прайсы, благодаря которым врачи назначают необходимые процедуры.

Но в разных компаниях и клиниках эти стандарты отличаются друг от друга, кроме этого, в различных клиниках разнятся и названия одних и тех же услуг. Поэтому все стандарты должны быть унифицированными и едиными на всей территории страны.

Растет качество услуг, предоставляемых ЛПУ

По сравнению с 2006 г. средняя оценка уровня сервиса увеличилась на 0,41 балла, качества оборудования – на 0,3, профессионализма персонала – на 0,29, доступности услуг – на 0,51 балла. При этом наиболее заметно улучшилось качество стационаров для взрослых. Оценка уровня сервиса стала выше на 0,5 балла, качества оборудования – на 0,48, профессионализма персонала – на 0,6 балла. Наиболее заметно увеличилась оценка стоимости стационаров для детей (+0,63 балла).

Конкуренция между клиниками возросла. По сравнению с 2006 г. увеличились оценки качества и цены. Клиники обновили оборудование, повысили уровень сервиса, соответственно привлекательность ДМС тоже выросла.

Сейчас очень четко прослеживается прямая зависимость между ценой и сервисом и качеством оборудования, чего не было в 2006 г. (тогда цены могли быть высокими, а качество – низким). Кроме этого, была отмечена и другая парадоксальная зависимость для частных поликлиник для взрослых: чем выше стоимость услуг клиники, тем ниже профессионализм медицинского персонала.

В целом оценки ведомственных клиник по всем параметрам оказались выше, чем частных (табл. 3, 4). Средняя оценка по индексу качества обслуживания (сервис, качество оборудования, профессионализм персонала) для ведомственных клиник составила 11,630, а для частных – 10,939, индекс стоимости ведомственных клиник был также выше (2,788), чем для частных (2,569).

Наивысший балл за уровень сервиса – 4,46 из 5 возможных – получил филиал «Мединцентр» Глав­УпДК при МИД России (стационар для взрослых), за качество оборудования – 4,64 балла – ФГУ «Национальный медико-хирургический центр им. Н.И. Пирогова» Мин­здравсоцразвития России (стационар для взрослых), за профессионализм персонала – 4,5 балла – ФГУ «Поликлиника консультативно-диагностическая» УД ПРФ (поликлиника для детей), по уровню стоимости – 4,5 балла – ООО «Дирекция» (поликлиника для взрослых).

По индексу качества медицинского обслуживания, включая оценку сервиса, качества оборудования и профессионализма персонала, среди поликлиник для взрослых 1-е место заняло ФГУ «Объединенная больница с поликлиникой» Управления делами Президента РФ (12,786 балла), среди поликлиник для детей – ФГУ «Поликлиника консультативно-диагностическая» УД ПРФ (13,286), среди стационаров для взрослых – ФГУ «Национальный медико-хирургический центр им. Н.И. Пирогова» Мин­здравсоцразвития РФ (12,857), среди стационаров для детей – ГУЗ «НИИ неотложной детской хирургии и травматологии» Департамента здравоохранения г. Москвы (13,222).

По стоимости услуг наиболее привлекательным среди поликлиник для взрослых стало ООО «Дирекция» (4,5 балла), среди поликлиник для детей – ЛДЦ Генерального штаба ВС РФ (4,167), среди стационаров для взрослых – Учреждение Российской академии наук «Центральная клиническая больница РАН» (3,692), среди стационаров для детей – ГУЗ «Измайловская ДГКБ» Департамента здравоохранения г. Москвы (4,167).

Наивысшие показатели по соотношению цена/качество по итогам исследования «Эксперта РА» получили: НУЗ Центральная поликлиника ОАО «РЖД» (поликлиническое обслуживание для взрослых); филиал № 5 ФГУ «3 ЦВКГ им. А.А. Вишневского Минобороны России» (поликлиническое обслуживание для детей); НУЗ Центральная клиническая больница № 1 ОАО «РЖД» (стационар для взрослых); ГУЗ «НИИ неотложной детской хирургии и травматологии» Департамента здравоохранения Москвы (стационар для детей).

Агентством составлен рейтинг качества медицинских учреждений. Ведущие поликлиники и стационары Москвы (для взрослых и детей), работающие по программам ДМС, оценивались по трем параметрам:

индекс качества обслуживания, включающий в себя оценку сервиса (очереди на прием к врачу, отношение к пациенту), качества оборудования и профессионализма персонала;

индекс стоимости;

индекс «цена/качество».

Рейтинг был составлен на основе анкетирования крупнейших страховых компаний.

Резюме

В рамках модернизации системы ОМС государство стремится минимизировать объем рынка ДМС, что может негативно сказаться на всей системе здравоохранения. Аналитики агентства «Эксперт РА» считают, что работа рынка ДМС имеет целый ряд положительных внешних эффектов: рост социальной стабильности, снижение информационной асимметрии на рынке медицинских услуг, повышение эффективности системы здравоохранения и рост инвестиций в строительство медицинских центров. Учитывая эти внешние эффекты, государство должно способствовать развитию российского рынка ДМС.
Специалисты «Эксперта РА» разработали основные положения стратегии развития рынка ДМС, которая должна стать составной частью концепции развития системы здравоохранения. Основные направления стратегии: четкое разделение систем обязательного медицинского страхования (ОМС) и добровольного, обновление продуктовой линейки и стандартизация договоров ДМС, а также упрощение применения налоговых льгот.

Проясняется ситуация относительно ценообразования. На рынке ЛПУ появилась прямая зависимость стоимости медицинских услуг от сервиса и качества оборудования. Еще несколько лет назад корреляции между этими показателями не прослеживалось. Кроме того, по сравнению с 2006 г. отмечается общий рост качества услуг медицинских учреждений. В целом оценки ведомственных клиник по всем параметрам оказались выше, чем частных. У частных поликлиник для взрослых была выявлена обратная зависимость стоимости услуг от профессионализма медицинского персонала.

Фискальный эффект: рост отчислений на ОМС с 3,1 до 5,1% приведет к сокращению бюджетов на ДМС. Особенно ощутимо эта мера повлияет на еще неустойчивый спрос со стороны малого и среднего бизнеса, выросший с расширением налоговых льгот в 2009 г. (норма отнесения премий по ДМС на себестоимость выросла с 3 до 6%). Тем не менее рост рынка ДМС будет продолжаться как минимум за счет инфляции стоимости медицинских услуг. По прогнозам «Эксперта РА» в 2011 г. объем рынка ДМС составит 89,6 млрд рублей (+10%), в 2012 г. – 100,3 млрд (+12%).

Возможность выбора ЛПУ и врача по программе ОМС, а также включение в систему ОМС частных клиник приведут к переделу рынка ДМС. В этой ситуации возможны два сценария развития событий.
Первый: при возможности выбора по программе ОМС клиники с высоким уровнем сервиса и качества предоставляемых услуг отпадает необходимость покупки полиса ДМС. В будущем система ОМС вполне может оказать серьезную конкуренцию ДМС.
Второй: клиники высокого уровня не захотят войти в систему ОМС, а вместо них войдут клиники более низкого уровня. Тогда спрос на ДМС увеличится, а из-за отсутствия качественной конкуренции между клиниками не будет стимулов к повышению сервиса и качества предоставляемых услуг муниципальными клиниками.

Лечение за счет страховщиков: убыточность бизнеса по ДМС за 2010 г. превысила 100%. Усредненное значение комбинированного коэффициента убыточности-нетто за 9 месяцев 2010 г. уже составило 99% (за тот же период 2009 г. – 90%). Основные причины роста убыточности: демпинг, «накрутки» ЛПУ и некорректная организация системы урегулирования убытков – выплаты осуществляются не в результате наступления страхового случая, а по факту посещения ЛПУ.

Основные причины заинтересованности общества в развитии рынка ДМС

1. ДМС является одним из источников финансирования системы здравоохранения наряду с бюджетным финансированием. По данным за 2009 г., 4% от средств ЛПУ было получено в рамках выплат по ДМС. Эффективность этого источника финансирования выше, чем у финансирования за счет бюджетных средств.

2. Страховщики ДМС входят в число немногих компаний, инвестирующих в строительство медицинских учреждений.

3. ДМС предоставляет возможность снизить размеры теневого финансирования системы здравоохранения. Если человек желает получить повышенный сервис и дополнительные услуги, он может купить полис ДМС вместо того, чтобы давать взятки врачам.

4. ДМС (в отличие от платных медицинских услуг) позволяет прогнозировать расходы на медицинские услуги, ограничивая их стоимостью полиса, являясь тем самым элементом социальной защиты населения.

5. Страховщики ДМС, являясь экспертами в области медицины, повышают эффективность системы здравоохранения, представляя интересы застрахованного и ограничивая «гиперлечение».



Назад в раздел