Основой лекарств станет реклама

5 Сентября 2011
Основой лекарств станет реклама
До 2013 г. на продвижение препаратов и медтехники отечественного производства в России и за рубежом Минпромторг потратит 160 млн рублей. Правда, пока продемонстрировать миру особо нечего, ведомство еще только ждет громких успехов фармотрасли. Пиар российских препаратов - часть федеральной целевой программы (ФЦП) "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности до 2020 г.", принятой весной этого года.

До 2013 года на продвижение препаратов и медтехники отечественного производства в России и за рубежом Минпромторг потратит 160 млн рублей. Правда, пока продемонстрировать миру особо нечего, ведомство еще только ждет громких успехов фармотрасли.

Пиар российских препаратов - часть федеральной целевой программы (ФЦП) "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности до 2020 года", принятой весной этого года. Цель программы сформулирована предельно просто: переход фармацевтической и медицинской промышленности на инновационную модель развития. Но достичь этого будет очень сложно.

Сегодня отечественные производители лекарств проигрывают не только транснациональным фармацевтическим корпорациям, разрабатывающим новейшие инновационные препараты. На пятки им наступают даже производители дженериков (воспроизводимых лекарств) из Китая и Индии. Россия не может похвастаться хорошими показателями и в производстве сырья для лекарств - сегменте рынка, в котором традиционно лидировала. В России основа для лекарств сейчас практически не производится.

Только 10% сырья, которое используют российские фармкомпании, сделано в России, остальное завозится из тех же Китая и Индии.
На долю российских производителей приходится только 25% рынка лекарств в денежном выражении, и 65% - в натуральном (количество проданных упаковок). На долю инновационных лекарств приходится всего лишь 23% рынка. А российские инновационные препараты и вовсе занимают на этом рынке ничтожные 2-3%.

- Точные цифры назвать сложно, потому что российские фармкомпании любят называть свои препараты инновационными при каждом удобном случае, - объясняет Давид Мелик-Гусейнов из компании Cegedim Strategic Data. - Придумают продавать аспирин не в таблетках, а в капсулах. И все, инновационный продукт готов.

ФЦП предполагает поэтапное решение проблем. Сначала планируется наладить внутри страны производство лекарств из списка жизненно необходимых (155 наименований), а потом организовать производство инновационных. В итоге к 2020 году доля лекарств российских фармкомпании в денежном выражении должна составить 50%, а экспорт отечественной фармацевтической и медицинской промышленности должен вырасти в восемь раз по сравнению с 2010 годом. На достижение этих целей будет потрачено 188 млрд рублей, из них 120 млрд - из госбюджета.

Реализацией программы Минпромторг занялся с июня этого года. За две недели было объявлено 17 конкурсов на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских р бот почти на 4 млрд рублей. В июле-августе было запущено еще два десятка тендеров. Так, 15 конкурсов было объявлено на разработку инновационных лекарств и доклинические исследования препаратов на общую сумму в 601 млн рублей, еще шесть тендеров (на 900 млн рублей) - на разработку технологии производства инновационных западных лекарств на территории России. Еще пять госконтрактов (на 37,5 млн рублей) будет заключено с разработчиками требований к медицинской технике.

А на днях ведомство заказало еще и оказание услуг по рекламе отечественных производителей и помощи в выводе на рынок новых препаратов. Победителю за 26 месяцев нужно будет сформировать положительный образ эффективно модернизирующейся фармацевтической и медицинской промышленности для широкой публики в России и за рубежом. Цена вопроса - 160 млн рублей.

Но вот что именно будут рекламировать, пока неясно. В среднем на создание инновационного препарата уходит 6-7 лет.

- Уже сейчас существуют инновационные препараты и мед-техника, одобренные комиссией по модернизации при президенте, которые будут рекламировать и выводиться на мировой рынок, - объяснили в Минпромторге, но конкретные примеры назвать не смогли.
- Компании - мировые лидеры тратят в среднем около миллиарда долларов на вывод своих новых препаратов на рынок. При этом сейчас мировой рынок очень насыщен. Нужна не только реклама, но и то, что называется government relations - работа чиновников со своими иностранными коллегами, - рассуждает г-н Медик-Гусейнов.
- Лекарство нельзя просто так продавать на мировом рынке. Его сначала нужно зарегистрировать, при этом требования к документации там более жесткие, чем в России. Хорошо было бы, если бы такие переговоры шли на государственном уровне, - согласен представитель одной из компаний - лидеров отечественного фармрынка.

Впрочем, производители рады и такой поддержке. "Нам всегда нужна помощь. Если государство поддерживает фармкомпании, то мы очень рады", - говорят в компании "Фармстандарт".


Автор: АЛЕКСАНДРА ПОНОМАРЕВА

Источник: Известия