Новости рынка
Дни промышленного дизайна в Технопарке «Сколково». Развитие биомедицины 5 Июля 2017

Дни промышленного дизайна в Технопарке «Сколково». Развитие биомедицины

Основной день программы — 29 июня — совпал с Международным днем промышленного дизайна. Главный лейтмотив всех выступлений — роль дизайна сменилась с тактической на стратегическую, мы живем в новой экономике, которая развивается не линейно.


Это отражается на цикле службы продуктов, на том, как они выглядят, и самое главное — как они проектируются. Кейсы, продемонстрированные участниками (нейроинтерфейсы, беспилотные транспортные средства, возможности 3D-проектирования и строительства), — уже ближайшее будущее, разработки, которые выйдут из лабораторий и станут нашей повседневностью через несколько лет. Выступления иностранных экспертов стали важными вводными для понимания векторов, по которым развивается промдизайн в Азии и в Европе.


Участники пленарной сессии «Экосистема промышленного дизайна», модератором которой выступила вице-президент Фонда «Сколково» Елена Зеленцова, сформулировали модель для продуктивной работы корпораций и промышленных дизайнеров в современных экономических условиях. Опыт эффективных решений ведущих иностранных компаний и дизайн-университетов представили эксперты из Италии, Китая и Нидерландов. 


Сергей Хапров, промышленный дизайнер, научный руководитель Института семантики систем и генеральный директор центра промышленного дизайна «АСТРАРОССА»:

«Предприятия не могут сами выступать заказчиками, для этого у них не хватает квалификации. Внутри корпорации должен быть экспертный отдел, который сможет выступать оценщиком профессионализма, сроков и адекватности задач. А консультанты-поводыри должны проводить проекты внутри корпорации. В такой схеме проще всего предотвратить неувязки с корпоративной стратегией, непопадание в целевую аудиторию, неверные технические задания. Также важно существование отраслевой журналистики, которая будет вести рейтинг проектов, дизайнеров, директоров предприятий и того, как они работают с дизайн-проектами, отмечать лучшие практики, чтобы все это работало».


Также 29 июня состоялась беседа с Галиной Балашовой, одно из первых публичных выступлений 86-летнего архитектора, спроектировавшей интерьеры бытовых отсеков кораблей «Союз», «Салют» и орбитальной станции «Мир». В атриуме технопарка были выставлены ее работы, которые до этого побывали в Музее архитектуры во Франкфурте-на-Майне.


Выступление Коррадо Беккьё, бизнес-лидера Giugiaro design (Italdesign) — одной из самых известных проектно-конструкторских компаний с богатой историей и традициями в автомобильной промышленности и промдизайне, было посвящено VR-технологиям в транспортной индустрии и переменам, произошедшим в дизайне за последние десятилетия. Господин Беккьё также продемонстрировал недавнюю разработку компании, представленную на Женевском автосалоне в партнерстве с Airbus. Модель капсулы, совмещающей в себе возможность передвижения по дорогам и по воздуху, в хорошем смысле шокировала журналистов и представителей индустрии своей инновационностью. Это модель персонального транспорта будущего, которая технологически еще не может быть решена, но визионерские проекты — часть работы по проектированию будущего.


Коррадо Беккьё, бизнес-лидер Giugiaro design (Italdesign):

«Сегодня мы боремся за создание не хороших, а лучших продуктов. Конкуренция глобальна, и Европа больше не является производителем лучших сервисов и технологий. С одной стороны, дизайнеры должны создавать визионерские продукты, но с другой — вписываться в реальный мир, быть умными, экологичными, надежными, эргономичными, этот список критериев очень длинный. Так не было 10 лет назад, сегодня дизайн — это стратегия брендов. Суть сместилась из аналогового мира в диджитал, дизайн телефона — это просто «черный кирпич», и мы пока ничего не можем к нему добавить, а изменить виртуальный мир, к которому он дает доступ, — да. В автомобильном дизайне мы уже на пороге глобальных перемен — машины станут более безопасными, долговечными и самоуправляемыми, но важно то, что сервис вокруг автомобилей станет важнее, чем их дизайн, а также изменится форма собственности». 


Эксперты круглого стола «Транспорт будущего» единогласно объявили, что в будущем люди будут платить за мобильность, а не за сам автомобиль. Формы собственности будут меняться, а значит, будет трансформироваться и автомобильный дизайн — городской транспорт станет сервисом, где интерьер салона играет более значительную роль, чем экстерьер. Испытания беспилотных такси в мире уже на той стадии, когда продукты готовы выходить на рынок, но инфраструктура еще не подготовлена. 


Лекция Лю Янга, руководителя кафедры промышленного дизайна факультета искусства и дизайна Пекинского технологического университета, основателя компании IDEAS DESIGN (Китай), была посвящена «Динамике промышленного дизайна в Китае». Страна-главный мировой производитель перестает быть подражателем, а начинает работать над созданием собственного дизайна и адаптировать продукты для внутреннего рынка. Все уже устали от огромного количества вещей и стремятся к разумной системе во всех областях жизни. И на Китае как на одном из главных поставщиков массовых товаров на глобальные рынки лежит большая ответственность. 


Серия круглых столов, посвященных промышленному дизайну в регионах, новым материалам и интерфейсам, в рамках основной и параллельной программ дала расширенную карту технологических стартапов в стране и ключевых игроков на российском технологическом и дизайн-рынках. Так, компания NeuroIT из Ростова-на-Дону представила модель нейроинтерфейса — инвалидное кресло, которое может служить пациенту после нескольких часов программирования и регистрации активности мозга. Управлять креслом с помощью интерфейса «мозг-компьютер» смогут даже полностью парализованные люди. 


Дмитрий Лазуренко, научный сотрудник Научно-исследовательского технологического центра нейротехнологий Южного федерального университета: 

«Во всем мире есть около 100 миллионов потенциальных пользователей технологий нейроинтерфейсов, их них около 16 миллионов полностью парализованы после травмы, обширного инсульта. В России насчитывается до 150 тысяч таких пациентов. И если обратить внимание на динамику исследований, нейроинтерфейсы — это область пока что клинического применения в рамках нейрореабилитации и нейроуправления, но в будущем она будет распространена повсеместно».


Лекция профессора Европейского института дизайна в Милане Аренда-Яна Роелинка была посвящена изменениям в образовательном процессе и инновациям, которые появляются на профессиональном рынке благодаря студенческим работам. Мосты, напечатанные на 3D-принтерах, технологичные ткани для одежды, совместные цифровые интерфейсы для реальных заездов на мотоциклах — это только часть кейсов, которые представил спикер. Главные правила, которые Роелинк посоветовал соблюдать, — правильно рассказывать о продуктах, чтобы получать ту аудиторию и то финансирование, которое необходимо, быть готовыми к бесконечному рабочему циклу и искать клиентов не только на профессиональных событиях, но и в смежных индустриях, потому как современный мир дизайна основан на коллаборациях.


Круглый стол «Новые технологии и материалы: какова цена успеха?», где обсуждали революционные направления технологического развития — виртуальную и дополненную реальности, 3D-технологии и производство новых материалов, — был практически путешествием в будущее для всех слушателей. Экономический передел рынков в ХХI веке происходит именно благодаря производителям инновационных продуктов и решений. С приходом новых материалов меняется экономический ландшафт — появляются новые отрасли, перераспределяются финансовые и интеллектуальные ресурсы. Так, использование сверхпроводников в энергетике приводит к существенным изменениям в части массы и габаритов, а в медицине работа с виртуальной реальностью может сократить количество врачебных ошибок, благодаря 3D-технологиям изготовление единичных продуктов перестало быть затратным. 


28 июня, второй день работы проекта, был посвящен практической части и ориентирован на сотрудничество заказчиков с дизайн-командами. Выступление Сергея Смирнова открыло секцию «Биомедицина». Участники получили подробные инструкции по тому, как технологии и эстетика работают на благо всех участников процесса — пациента, врача, обслуживающего персонала и, самое главное, время. Ключевая идея Смирнова — «Дизайнер — межотраслевой интегратор в области создания новых продуктов» — была проиллюстрирована основными проектами компании «Смирнов Дизайн» в области медицины. Уже 12 лет команда Сергея Смирнова создает продукты, соблюдая баланс эффективности, правильного интерфейса, системного дизайна и разумных денежных инвестиций. 


Также 28 июня состоялась дискуссия о сити-фермерстве и серия воркшопов «Школа клиента», представители студий «Карфидов Лаб», BIT Robotics, «Швабе-Дизайн», DesignWorks, Art-Up, ПАО «КамАЗ», «Вертолеты России» и ВНИИТЭ отвечали на вопросы предпринимателей из области транспорта, робототехники, биомедицины. Участники получили подробные инструкции по работе над всем циклом от идеи и формулировки технического задания до запуска продукта на рынок.


Дизайн-хакатон для студентов факультетов промышленного дизайна ведущих московских вузов, дизайн-школ и молодых дизайн-команд проходил все три дня на площадке технопарка. Участники получили технические задания от резидентов Сколково и работали под руководством Игоря Сафронова, инженера и дизайнера. Итоги трех дней были подведены 29 июня, 60 дизайнеров и 8 стартапов-резидентов «Сколково» получили бесценный опыт совместной работы в создании и инжиниринга инновационных продуктов, участники предложили решения, лучшие из которых после доработки и консультаций будут реализованы. Например, компания «Коптер Экспресс», занимающаяся разработкой систем автономного пилотирования для беспилотных летательных аппаратов, предложила команде tri.PLY войти в рабочую группу проекта. Авторы победившего дизайн-проекта зарядной станции квадракоптеров реализуют проект уже в качестве сотрудников компании. 


«Дни промышленного дизайна в Сколково» подтвердили важность площадки для диалога. Экосистема российского промышленного дизайна и производства должна претерпеть ряд качественных изменений, чтобы полноценно работать. Инновационным проектам необходим продуманный маркетинг для успешного выхода на рынок. Система, развиваясь, должна сама себя совершенствовать, поэтому эффективная работа финансовых ресурсов, информационно-компетентностных ресурсов и технологических — одна из важнейших задач, которые предстоит решить в ближайшее время. 


Елена Зеленцова, вице-президент Фонда «Сколково»: «Дни промышленного дизайна в Сколково» продемонстрировали востребованность проекта и индустрии в масштабах не только инновационного центра, но и всей страны. Впервые были сформированы конкретные партнерства между дизайнерами и предприятиями, и это основной критерий успеха для события».


Дополнительная информация:

Сабина Ширинова

shirinova.sabina@gmail.com

Моб.: + 7 906 085 38 47


Инновационный центр «Сколково» — современный научно-технологический комплекс по разработке и коммерциализации новых технологий. В комплексе обеспечены особые экономические условия для компаний, работающих в приоритетных отраслях модернизации экономики России: телекоммуникации и космос, медицинская техника, энергоэффективность, информационные технологии, а также ядерные технологии.


Технопарк «Сколково» — это самый большой технопарк в Восточной Европе. Это 23 000 кв. м, на которых наука и бизнес дополняют друг друга, создавая особую инновационную экосистему. 82 резидента, 33 центра коллективного пользования, 12 сервисов по обслуживанию бизнеса и 19 аккредитованных сервисных компаний.


«Дни промышленного дизайна в Сколково» — ежегодный международный проект Инновационного центра «Сколково», целью которого является создание площадки для диалога и сотрудничества промышленных дизайнеров и представителей технологических стартапов.



Возврат к списку