Конспект устарел, портфель надоел? Есть альтернатива

21 Июля 2011
А.С. Ильинский, к.э.н.
Конспект устарел, портфель надоел? Есть альтернатива

Мы живем в быстро меняющемся мире. Поэтому как сегодняшние студенты медицинских вузов, так и врачи сильно отличаются от тех, кто учился и работал в 90-е годы прошлого столетия. Многие наши современники успешно совмещают работу с постоянным самообразованием, большинство из них хорошо знакомы со всеми информационно-коммуникационными технологиями. Или все же не со всеми?

Мы живем в быстро меняющемся мире. Поэтому как сегодняшние студенты медицинских вузов, так и врачи сильно отличаются от тех, кто учился и работал в 90-е годы прошлого столетия. Многие наши современники успешно совмещают работу с постоянным самообразованием, большинство из них хорошо знакомы со всеми информационно-коммуникационными технологиями. Или все же не со всеми?

Согласитесь, появление мобильных телефонов, ноутбуков, карманных компьютеров, iPod, МР3-плееров, электронных книг и других гаджетов и их симбиозов до неузнаваемости изменили характер создания, поиска и обработки информации. Для всех, кто желает идти в ногу со временем, все эти элементы информационного общества стали неотъемлемой частью жизни, а их использование является абсолютно естественным и комфортным.

Одним из основных этапов при профессиональном усовершенствовании с применением информационных и коммуникационных технологий является разработка и постоянная актуализация учебных и методических материалов, причем представленных в форматах наиболее подходящих для новых образовательных технологий.

Что мешает учиться?

Не всегда есть возможность присутствовать на занятиях в аудитории. На это может быть множество причин: занятость на работе, необходимость уехать куда-либо, болезнь и т.п.

Во время занятий на кафедре повышения квалификации или тематического семинара по интересующей врача теме специалист больше сконцентрирован на процессе быстрой записи того, что дает лектор, а не на понимании материала. Да и студенческие конспекты, в свою очередь, далеко не всегда содержат все, что давал аудитории преподаватель.

Практические и семинарские занятия, которые призваны давать самое главное – практические навыки для тех, кто не смог их посетить – зачастую потеряны навсегда. Мало кто делает там конспекты.

Фактически любое занятие, которое прошло в аудитории, уникально. Хорошие преподаватели редко полностью повторяют свои лекции даже на одну и ту же тему. И в итоге получается, что далеко не всегда выпадает шанс получить самую актуальную и полезную информацию от первоисточника.

Наиболее типичным и в какой-то степени уже традиционным решением, столь необходимым специалистам начиная еще со студенческой скамьи, выступает внедрение систем класса LMS (Learning Management System – электронная система управления учебным процессом) или VLE (Virtual Learning Environment – виртуальная образовательная среда). Такие инновационные технологии вполне удобны и приемлемы как в традиционном, так и при дистанционном обучении. Суть в том, что образовательный процесс полностью или частично дублируется в среде виртуального кампуса, доступ к которому осуществляется, как правило, через Интернет 24 часа в сутки 7 дней в неделю.

Но у этих систем есть несколько минусов, в значительной степени затрудняющих их внедрение – высокая стоимость и длительность периода ввода в эксплуатацию (иногда до 5–6 лет). На начальных этапах внедрения LMS большинство учебных материалов помещаются туда в виде текстов. Но еще на этапах обсуждения внедрения ИКТ в образование (в конце 90-х годов прошлого века) на самом высоком уровне активно обсуждалась проблема сложности восприятия текстовой информации с экрана. В области возможностей человека по чтению с экрана больших объемов информации, а также относительно влияния этого процесса на здоровье проводилось множество исследований и экспериментов.

Основными причинами данной проблемы были сложность и дороговизна быстрого перехода с традиционных текстовых учебных и методических материалов на мультимедийные, содержащие большое количество аудио- и видеоматериалов, компьютерной графики.

Проблема перехода включала в себя три основных препятствия: высокая цена технических и программных средств для записи и трансформации мультимедийной информации, редкость и высокая рыночная стоимость специалистов, способных создавать и обрабатывать такие материалы, а также низкая скорость производства контента, обусловленная большими временными затратами на подготовку и переработку получившихся материалов.

Инновационные образовательные технологии

Но, в мире уже есть положительный опыт решения подобных проблем. В большом количестве европейских, американских и австралийских образовательных учреждений (а если говорить о наиболее престижных из них, то во всех) используются технологии, позволяющие преодолеть все перечисленные выше сложности. Подобные решения начинают внедряться и в России. Например, одной из наиболее распространенных в мире и уже используемых в отечественном образовании является система для записи аудиторных занятий и мероприятий Echo360 (Эхо 360), которая уже более десяти лет совершенствуется американскими и австралийскими разработчиками.

Решения подобного рода позволяют быстро внедрять технологии дистанционного обучения с «нуля», а также обладают рядом следующих качеств:

• легко внедряемы, при эксплуатации не требуют специальной подготовки;

• имеют низкую стоимость эксплуатации;

• компактны, эффективно вписываются в учебный процесс;

• для обслуживания не нужен дополнительный штат технического персонала;

• пользовательские интерфейсы интуитивно понятны человеку, не являющемуся специалистом в области ИКТ;

• не требуют изменения форматов и технологий работы преподавателей;

• позволяют создавать мультимедийный контент со скоростью проведения занятий;

• дают возможность пользователю получать доступ к учебным материалам в привычных форматах;

• создают контент, доступ к которому можно получить в любое удобное время и независимо от места нахождения человека;

• легко интегрируемы с уже имеющимися и работающими в образовательном учреждении LMS.

Для работы с инновационными информационно-коммуникационными системами не нужны специалисты высокого уровня. Достаточно либо системного администратора, либо технически подкованного менеджера для настройки и управления процессами записи, переработки и публикации (организации доступа участников учебного процесса) готовых материалов. При четко налаженном образовательном процессе (пусть даже только в тех аудиториях, в которых решение установлено) достаточно лишь один раз настроить работу системы, введя расписание на весь цикл занятий. Далее, в течение планового периода, она будет работать полностью в автоматическом режиме.

Принципы работы систем автоматического создания мультимедиа-контента

При наступлении времени занятия система сама включается и записывает: видео-, аудио- и графические изображения с экрана компьютера, который использует преподаватель во время занятия для демонстрации презентаций, работы с интерактивной доской или планшетом. Если же преподаватель не пользуется подобным оборудованием, то с помощью веб-камеры или документ-камеры фиксируется то, что он пишет на доске, флип-чарте, а также документы и иные печатные материалы (при необходимости, преподаватель или технический специалист может сам вручную начинать и останавливать запись).

Сразу после окончания занятия система автоматически останавливает запись и осуществляет ее переработку (система может не прекращать запись новых материалов во время переработки, если это задано введенным в нее графиком записи занятий).

Через 1–2 часа после окончания занятия в сети учебного заведения или на его Интернет-портале появляется мультимедийная запись занятия, которую можно просматривать или прослушивать как с помощью любого компьютера, так и с помощью мобильных устройств (телефон, mp3-плеер, iPod, карманный компьютер и иные аналогичные устройства). Записанные материалы будут доступны только тем, кому они предназначены, а не всем подряд, что очень важно с позиции защиты прав на интеллектуальную собственность. При необходимости все получившиеся материалы можно записать, например, на DVD и сделать на их основе качественный электронный учебник.

Единый управляющий центр, доступ к которому возможен даже через Интернет, позволяет отслеживать и корректировать работу системы в неограниченном количестве оборудованных аудиторий вне зависимости от того, в каких зданиях или даже в каких населенных пунктах они находятся. При этом вся информация и весь контент аккумулируется на центральном сервере учебного заведения.

Если преподаватель изъявит желание откорректировать получившуюся запись, то для этого имеется простой и удобный инструмент, которым он сможет воспользоваться, не выходя из своего рабочего кабинета или из дома.

Типовые компоненты

Как правило, решения позволяющие автоматизировать разработку электронных учебных и методических материалов представляют собой программно-аппаратный комплекс, включающий программную и аппаратную части. Аппаратная часть – устройство, позволяющее записывать учебный процесс.

В результате работы данного комплекса формируется полноценная запись всего занятия в различных форматах.

Полнообъемный медиа-формат (включает видеоматериал с преподавателем, видеоизображение его презентации на компьютере (проекторе) или отображение обычной доски, на которой он писал мелом или маркером, и звук) предназначен для просмотра через Интернет или записи на DVD.

Аудиозапись, которую можно прослушивать на компьютере, мр3-плеере, мобильном телефоне и ином устройстве, воспроизводящем цифровую звуковую информацию.

Видеолекцию, которую можно просматривать на компьютерах, КПК, плеерах iPod или на смарт­фонах.

У пользователя имеется полный контроль над процессом просмотра и прослушивания материала: управление на DVD-плеере; индексация материала для удобной навигации; разделы в виде снимков, сделанных с видео или визуализаций (например, презентаций); возможность уменьшать и увеличивать на экране наиболее важные разделы.

Некоторое время назад в Университете Висконсин-Мэдисон (США) было проведено анкетирование студентов на предмет их отношения к возможности просматривать записанные ранее занятия.

В результате опроса выяснилось, что из всех учащихся, выбравших хотя бы один курс, занятия на котором записывались и затем выкладывались для повторного просмотра на учебном сервере университета, 82% предпочли бы и в дальнейшем иметь возможность обучаться на такого рода курсах. Более 50% опрошенных хотели бы иметь доступ к записям и после окончания обучения в университете, 60% готовы даже дополнительно платить за запись занятий.

В качестве основных положительных результатов инновационной информационно-коммуника-ционной системы студенты отметили следующие: компенсация пропущенных занятий – 93%, возможность просмотра занятий тогда, когда это удобно – 79%, улучшение понимания и запоминаемости учебного материала – 78%, повышение результатов тестирования – 76%, появление возможности пересмотреть записи занятий перед практическими занятиями – 52%.

Следует отметить, что в результате внедрения комплекса все лица, заинтересованные в повышении эффективности и качества учебного процесса, получают ряд преимуществ.

А для образовательных учреждений, уже внедряющих или внедривших LMS или подобные системы, данный комплекс является мощным инструментом для усиления эффективности ее эксплуатации, так как полученные записи будут автоматически интегрироваться в их системы управления контентом и образовательным процессом. А в результате студентам будет представлен значительно более качественный и ценный образовательный продукт.

Толковый словарь

Blended education (в буквальном переводе с англ. «смешанное обучение») – после того, как в образовательном сообществе обучение только через онлайн ресурсы показало, что быстро достичь хотя бы таких же результатов, как при аудиторном обучении, очень непросто, был введен этот термин, обозначающий оптимальное сочетание дистанционного электронного и аудиторного обучения. В настоящее время термин мало используется. За границей его значение полностью входит в термин e-learning.

E-learning – происходит от сокращения «Electronic Learning» (в буквальном переводе с англ. «электронное обучение») 1. Российское значение – реализация учебного процесса в части взаимодействия учащихся между собой и с преподавателем посредством электронных образовательных сред, ресурсов и сервисов, одна из основных задач которых – имитация аудиторного образовательного процесса, но распределенного в пространстве и времени. 2. Американо-европейское значение – реализация учебного процесса с применением информационных и коммуникационных технологий в любых формах.

E-portfolio – происходит от сокращения «Electronic Portfolio» (в буквальном переводе с англ. «электронное портфолио») инструмент e-learning, представляющий собой электронную копию всех работ, выполненных учащимся, оценок, обсуждений и кредитов полученных за эти работы, размещенных в LMS и доступной как самому учащемуся, так и тем, кому он открывает к ним доступ, например потенциальному работодателю. E-portfolio при необходимости может быть выгружен из LMS на компьютер студента и в дальнейшем скопирован на внешние носители, например CD или DVD.

LMS, VLE – LMS (Learning Management System – англ. «система управления обучением»), VLE (Virtual Learning Environment – англ. «виртуальная учебная среда») – это комплексный программный продукт, позволяющий организовать учебный процесс в сетевом информационном пространстве, например в глобальной сети Интернет, обеспечивая функции организации и контроля учебного процесса, взаимодействия между учащимися и преподавателями и т.п.

RLO (Reusable Learning Object – англ. «учебный объект многократного использования») – представленный в электронном виде тематически законченный фрагмент учебного материала (российский аналог – дидактическая единица), который может включать полный учебный и методический материал, необходимый для его изучения.

АУП – административно управленческий персонал.

Бизнес-процесс (технология) – технологическая цепочка действий, необходимых для достижения желаемого результата.

Болонский процесс – процесс сближения и гармонизации систем образования стран Европы с целью создания единого европейского пространства высшего образования. Его начало можно отнести еще к середине 1970-х гг., когда Советом министров ЕС была принята Резолюция о первой программе сотрудничества в сфере образования. Официальной датой начала процесса принято считать 19 июня 1999 г., когда в г. Болонья на специальной конференции министры образования 29 европейских государств приняли декларацию «Зона европейского высшего образования», или Болонскую декларацию.

Болонский процесс открыт для присоединения других стран (в настоящее время их 47). Предполагается, что основные его цели должны быть достигнуты к 2010 г. Россия присоединилась к Болонскому процессу в сентябре 2003 г. на Берлинской встрече министров образования европейских стран. В реализацию основных направлений Болонского процесса вовлечены многие вузы России, Украины, Казахстана. (Википедия)

Дистанционные образовательные технологии (ДОТ) – образовательные технологии, реализуемые в основном с применением средств информатизации и телекоммуникации, при опосредованном или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника (Федеральный закон от 01.07.2002 г. № 110819-3 «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании» и Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»).

Дистанционное обучение – исторически термин является переводом с англ. Distance Learning, он был введен в конце 60-х Британским открытым университетом для обозначения процесса обучения учащихся на значительных расстояниях в любом удобном для них месте и в удобное время с применением информационных и коммуникационных технологий (в то время это были: почта, телеграф и телефон). Технологии дистанционного обучения были во многом почерпнуты из практики советского заочного обучения. На сегодняшний день термин практически не используется за рубежом, так как его значение полностью входит в содержание термина e-learning. В России термин большинством специалистов воспринимается как обучение, опосредованное с помощью LMS, доступной через Интернет.

ИКТ (информационные и коммуникационные технологии, иногда используется термин – информационно-коммуникацион-ные технологии) – информационные каналы, аппаратные и программные средства передачи и обработки информации, например традиционная почта, устная и письменная речь, компьютерные сети, компьютеры, компьютерные программы.

Контент (образовательный контент) – учебные и методические материалы, содержание образования.

Непрерывное обучение (также используется термин «обучение всю жизнь») (англ. аналог – Life Long Learning) – идеология непрерывного обучения подразумевает, что любой человек должен обучаться в течение всей своей жизни. Сначала, окончив необходимые для него учебные заведения, затем продолжая постоянно повышать свою квалификацию или проходя переподготовку на специализированных учебных курсах или получая научные степени. Некоторые специалисты обязаны по закону периодически проходить дополнительное обучение, в т.ч. все медицинские работники.

Образовательный кредит – в зарубежных вузах в основном отражает объем знаний и навыков, приобретенных учащимся при изучении той или иной дисциплины. В России – эквивалент часам обучения: 1 кредит соответствует 36 академическим часам.

Онлайн – (от англ. On-line) доступный через Интернет или иные компьютерные сети.

Оффлайн – (от англ. Off-line) доступный без необходимости входа в Интернет или иную компьютерную сеть.

Образовательные технологические стандарты – специально разработанные способы описания учебных и методических материалов, благодаря которым их можно размещать в различных LMS без необходимости переделки и адаптации под ее методы обработки и передачи информации. Так называемый «язык описания информации». Наиболее распространенный в мире технологический стандарт – разработанный в США стандарт SCORM.

ППС – профессорско-преподавательский состав.

УММ – учебные и методические материалы.

Редакция благодарит компанию «Передовые технологии для бизнеса и образования» (ATBE) за предоставленные материалы и иллюстрации