Внедряем МИС без саботажа

16 Октября 2015
А.В. Верховых
Типичный диалог между сотрудниками компаний, специализирующихся на внедрении медицинских информационных системы (МИС), и руководителями российских ЛПУ выглядит примерно так: «Почему в вашем медцентре нет МИС?» «Ой, вы знаете, наши специалисты привыкли работать по старинке». На аргумент, что иметь перед глазами полную картину жизни медцентра очень удобно, зачастую следует ответ: «Мы боимся саботажа. Вдруг врачи откажутся что-то там заполнять в компьютере? Что нам тогда делать?» Чтобы избежать такого рода проблем, в первую очередь нужно правильно выбрать МИС.
Внедряем МИС без саботажа

Сведения об авторе:
А.В. Верховых, генеральный директор MedKeeper.ru


Типичный диалог между сотрудниками компаний, специализирующихся на внедрении медицинских информационных системы (МИС), и руководителями российских ЛПУ выглядит примерно так: «Почему в вашем медцентре нет МИС?» «Ой, вы знаете, наши специалисты привыкли работать по старинке». На аргумент, что иметь перед глазами полную картину жизни медцентра очень удобно, зачастую следует ответ: «Мы боимся саботажа. Вдруг врачи откажутся что-то там заполнять в компьютере? Что нам тогда делать?» Чтобы избежать такого рода проблем, в первую очередь нужно правильно выбрать МИС.

Опасения руководителей медучреждений можно понять: врачи (особенно старой закалки) – люди порой весьма консервативные, они могут отказаться вести прием пациентов по новым правилам, тем более использовать в своей работе компьютер. Вместе с тем менеджер и собственник бизнеса хотят следить за жизнью клиники в реальном времени, так что необходимость в МИС – это, как правило, инициатива сверху. Здесь важно не дать разгореться конфликту интересов, надо защитить прежде всего врачей – им с МИС работать.
Легко сказать: «Нужно выбрать правильную систему!» Сделать это существенно сложнее. Ниже я расскажу, на что именно обращать внимание при выборе, и поясню, почему эти критерии столь важны.
МИС должна быть удобной именно для врачей. К сожалению, в РФ на законодательном уровне отсут­ству­ет регламент отно­сительно структуры МИС. То есть никто точно не установил, что в ней быть должно, а без чего можно обойтись. С другой стороны, из всего многообразия можно выбрать не ту систему, которая предписана, а ту, которая понравится. Пусть врачи сами решат, что им нравится больше: более жесткая структура одних МИС или свобода работы и интуитивность, которую предлагают другие. Создавая MedKeeper, мы нашли компромисс. Специалист может пользоваться предустановленными шаблонами, но всегда может создать свой личный, с которым он и его руководство привыкли работать в силу  личного выбора или специализации клиники.
Обращайте внимание на архитектуру системы и на степень автоматизации работы, которую МИС предоставляет. Правильно спроектированная МИС позволяет перекладывать часть бумажной работы на регистратуру, бухгалтерию и вообще на бэк-офис. Под автоматизацией же здесь подразумевается предоставление электронных справочников: Международной классификации болезней (МКБ) и справочника лекарственных средств. Вряд ли кто-то станет спорить, что работа с ними идет проще и быстрее, чем с кипами книг и бумаг. По опыту скажу: автоматизация – это первое, что оценит в системе врач.
Смотрите, какую статистику предоставляет МИС. У каждого медучреждения свои услуги, своя организация рабочего процесса и свои метрики эффективности, поэтому система должна быть настраиваемой под каждый конкретный кейс. От того, насколько качественно будет организован сбор критически важных для бизнеса данных, при дальнейшем использовании МИС зависит успешность клиники как коммерческого предприятия. Главный врач или техдиректор клиники всегда будут знать, какие специалисты ЛПУ более востребованы, каковы загрузка кабинетов, индивидуальный график врачей, средний чек, смогут посчитать количество повторных визитов и выяснить, сколько из звонивших в регистратуру пациентов пришли на прием к врачам. Система будет показывать пульс клиники в реальном времени – это одна из ее главных бизнес-функций.
Облачные технологии позволяют внедрить МИС одномоментно, однако торопиться не стоит. Лучше подготовиться к началу ее эксплуатации и провести обучение врачей. Для этого вам понадобится союзник в коллективе. Выберите продвинутого специалиста, который дружит с компьютером, а также пользуется в клинике авторитетом среди коллег. При этом он должен быть достаточно отзывчив, чтобы помочь освоить новую систему тем врачам, которые пока в ней не разобрались.
Ну и, конечно, не забывайте прислушиваться к мнению клиентов. Бывает, что врач жалуется на МИС просто потому, что руководству клиники становятся заметны недостатки в его работе, страдает его репутация. Но иногда неудобство, о котором говорит специалист,  есть на самом деле. Тогда разработчикам системы нужно выяснить, в чем причина недовольства сотрудника. Как правило, это позволяет улучшить возможности системы. При этом вы поможете не только себе, но и другим клиентам, то есть сделаете МИС лучше.