Основные принципы образовательной политики РОХ

22 Октября 2015
М.Л. Таривердиев
Нынешнюю государственную систему постдипломного повышения квалификации хирургов критиковать было бы неразумно. Во-первых, это вынос сора из избы, а во-вторых, потеря имиджа сообщества в глазах общественности, пациентов и власти. Хотелось бы сосредоточиться не на критических замечаниях, а на тех важных дополнениях, которые медицинское сообщество могло бы привнести в нынешнюю систему повышения квалификации.
Основные принципы образовательной политики РОХ

Сведения об авторе:
М.Л. Таривердиев, завотделом инновационного развития и новых технологий Института хирургии им. А.В. Вишневского, управляющий делами РОХ


Нынешнюю государственную систему постдипломного повышения квалификации хирургов критиковать было бы неразумно. Во-первых, это вынос сора из избы, а во-вторых, потеря имиджа сообщества в глазах общественности, пациентов и власти. Хотелось бы сосредоточиться не на критических замечаниях, а на тех важных дополнениях, которые медицинское сообщество могло бы привнести в нынешнюю систему повышения квалификации.

В последнее время возросла активность различных медорганизаций на поприще профессионального совершенствования специалистов. В 2013 г. развитием дополнительного медицинского образования занималась достаточно большая группа энтузиастов – ведущих специалистов, преподавателей из разных городов России – входящих в руководящий аппарат Российского общества хирургов (РОХ) и Российского общества эндоскопических хирургов (РОЭХ).
Перед РОХ стоит задача создать гармоничное дополнение к существующей системе повышения квалификации хирурга, учитывая требования профессионального сообщества к постоянно изменяющимся реалиям жизни, появлению новых технологий и медикаментов. Безусловно, это сложно сделать государственной системе хотя бы потому, что учебный план утверждается раз в год, а технологии иногда его опережают.
Общее число образовательных единиц для хирурга должно за пять лет составлять не менее 250. При этом на компонент программы образовательных организаций приходится не менее 144 часов, а на компонент программы РОХ – 106 часов. Эту формулу мы сейчас начинаем повторять, как мантру: 250 часов –144 часов =106 часов (баллов). Наверно, в этих 106 часах и должно находиться то новое, необычное, современное и прогрессивное, что хирургическое сообщество могло привнести в систему повышения квалификации.   
Какие требования может выставить профессиональное сообщество к «общественной» системе образования?
Во-первых, эта система должна обеспечить краткосрочное, интенсивное овладение навыками, учитывая большие расстояния между учебными центрами в нашей стране. Это должны быть интенсивные программы – люди не могут надолго отрываться от операционного стола, от клиники.
Во-вторых, получение знаний должно быть эффективным: есть современные технологии построения курсов, благодаря которым информация подается быстро и понятно.
В-третьих, прозрачной должна быть система оценки усвоенных знаний и приобретенных навыков.
Следующее требование – действительно полезное методологическое обеспечение. Курсанты не всегда получают эффективные учебные материалы. Между тем слушатели курса должны вернуться домой с тем материалом, которым они будут пользоваться каждый день.
Но самое главное – в дополнительной системе образования хирург должен стремиться получить навыки и знания, а не бумагу с печатью. Это вовсе не значит, что мы умаляем важность государственной системы лицензирования. Ею выдается документ, дающий хирургам право работать. Наша же задача – давать не бумагу, а навыки и знания.
Конечно, есть и проблемы развития системы «общественного» образования. Несмотря на положение нового ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» № 323 от 21 ноября 2011 г., точно определяющего место и роль общественных организаций, у нас пока отсутствует правоприменительная практика, т.е. четкое определение места «общественных» программ в системе образования хирурга. Пока ведутся переговоры с руководством РНИМУ им. Н.И. Пирогова о совместном участии и РОХ, и РОЭХ в сертификационных циклах.
Мы должны учитывать те знания, которые получает хирург. Если в государственной системе образования эти знания отражены в государственном сертификате, то у нас они учитываются при помощи балльной системы, которая уже действует в России. Растет количество терминалов, способных учитывать образовательную активность хирургов. Возникает вопрос об объективной работающей системе оценки усвоения навыков, которая сейчас отсутствует.
Вся система образования, включая государственную и «общественную», должна «лежать на рабочем столе» у хирурга. Врач должен иметь какой-то рабочий механизм, позволяющий выбрать необходимую ему обучающую программу, туда записаться и, таким образом, распланировать свою образовательную деятельность.
Что есть в арсенале у хирургического сообщества, что мы сделали за 2013 год? Мы попытались создать дистанционные программы обучения с контролем усвоения знаний, и они уже начали работать. Создан новый проект «Хирургический практикум». Взаимодействуя с кафедрами, мы начинаем устраивать короткие интенсивные программы, но пока функционирует только программа «Ручной шов эндоскопической хирургии» совместно с кафедрой общей хирургии педиатрического факультета РНИМУ им. Н.И. Пирогова (руководитель – профессор А.В. Сажин).
Наконец создан образовательный портал РОХ «Хирургический практикум». Здесь сосредоточены все формы обучения РОХ, которые мы пропагандируем. На сайте представлены все учебные курсы, которые врач может пройти, единый календарь мероприятий РОХ. В дальнейшем все образовательные программы РОХ тоже будут выложены на этом портале.
Проект «Хирургический практикум» заработал только благодаря инициативе городской клинической больницы № 24 г. Москвы (главный врач – профессор Г.В. Родоман). Теперь у хирурга из маленькой больницы появилась возможность попасть в очень активно работающую хирургическую клинику, фактически в состав хирургической бригады и, «путешествуя» от стола к столу, увидеть несколько сложных операций в день, тогда как в его больнице вмешательства такого уровня проводятся 3–5 раз в год.
В зарубежных клиниках такая практика очень популярна. Повышающих квалификацию врачей доставляют в клинику, и целый день они могут наблюдать, как работают их более опытные коллеги. В России уже есть так называемая «территория колопроктологии». Сейчас мы работаем над проектом по неотложной хирургии и планируем на тех же принципах создать проект по такому актуальному направлению, как острая хирургия. Будет много разных курсов. Мы открыты для сотрудничества с любой клиникой.
Второй запущенный проект – портал дистанционного образования РОХ совместно с профессиональной социальной сетью для врачей Evrika.ru. Здесь находятся все дистанционные программы, на которые желающие могут записаться. Большая их часть – бесплатные, но будут и платные курсы, стоящие сравнительно недорого.
Как построен курс дистанционного обучения? Человек, записавшись на курс, действует по определенной схеме (рис. 1). Он слушает записанную лекцию, а после нее проходит короткий тест. Это не экзамен, а именно тест, подтверждающий, что лекция прослушана. Далее врачу предлагается прочитать 1–3 статьи по теме занятия, снова пройти небольшой тест, затем посмотреть обучающий фильм. Потом он проходит итоговый тест и получает сертификат по электронной почте, а изученная программа учитывается в системе накопления баллов РОХ. Эти данные сохраняются на центральном сервере, и члены РОХ видят свою историю на персональных страничках.
Еще развивается один образовательный проект, который мы позаимствовали у наших уральских коллег, – «Школа хирургии РОХ». Уже много лет она проходит в Уральском регионе, профессор С.А. Сов­цов – один из активных ее соавторов и модераторов. На обсуждение узкой хирургической проблемы приглашаются ведущие специалисты разного профиля и в течение дня эту проблему рассматривают со всех сторон. Эту практику мы в ближайшее время планируем принять на вооружение. Первым на очереди у нас стоит Центральный федеральный округ, где мы ее апробируем. Пока этим занимается коллектив энтузиастов из 8 человек за счет взносов членов РОХ.
В рамках проекта «Школа хирургии РОХ» у нас налажено сотрудничество с Учебным центром инновационных медицинских технологий, в котором хирурги университета проходят постдипломное повышение квалификации. Он открыт в сентябре 2012 г. в РНИМУ им. Н.И. Пирогова.
Сейчас нужно модернизировать сайт РОХ, т.к. теперь эта площадка не способна вместить всю необходимую информацию. С одной стороны, мы горды, что у нас нет спонсоров, что мы все сделали сами на членские взносы. Но сейчас настал момент, когда можно двигаться вперед, только получив какие-то средства.
Одним из последних поручений академика В.С. Савельева, ушедшего из жизни в конце прошлого года, было поручение создать финансовый механизм, который мог бы обеспечивать деятельность РОХ. Такой «Фонд развития отечественной хирургии» создан, но пока должным образом не работает. И только наши друзья – компания «Электрон» недавно начала нам помогать. К сожалению, других желающих нам помочь пока мы не видим.