Новый подход к оценке в симуляционном обучении

5 Ноября 2015
П.В. Глыбочко, д.м.н., профессор, чл.-корр. РАН, ректор Первого МГМУ им. И.М. Сеченова, председатель Совета ректоров медицинских и фармацевтических вузов России
Новый подход к оценке в симуляционном обучении
2–3 апреля 2014 г. в Первом МГМУ им. И.М. Сеченова прошла специализированная выставка инновационных и образовательных технологий «Медицинское образование – 2014». В ходе мероприятия состоялся круглый стол «Симуляционный тренинг: дизайн и реализация», где была презентована новая система оценки знаний и навыков в штрафных баллах для симулятора лапароскопических вмешательств LapMentor (Simbionix) – продукта совместной работы компании Simbionix и Первого МГМУ им. И.М. Сеченова.

Ключевыми темами конференции стали открытия в медицинской науке, профессиональный рост, стандарты и инновации в мед­образовании. В мероприятии приняли участие ректоры 55 вузов Мин­здрава России, деканы медицинских факультетов образовательных учреждений Минобрнауки РФ, директора научно-образовательных и научно-исследовательских центров, медицинских организаций, профессиональных объединений.

Первый МГМУ им. И.М. Сеченова – ведущий медвуз России, который способствует развитию медицинского образования, использует передовые подходы в обучении, активно обменивается опытом с зарубежными коллегами, стремится быть в авангарде современных медицинских технологий и активно разрабатывает инновационные решения. Одно из ключевых направлений – международное сотрудничество в области образовательной и научно-исследовательской деятельности.

Данный вуз в числе первых в России стал применять симуляционные технологии в медобразовании. В октябре 2010 г. медицинские специалисты получили возможность отрабатывать навыки выполнения операций на виртуальных симуляторах в Центре непрерывного профессионального образования Первого МГМУ им. И.М. Сеченова, и за время активной работы центра накоплен богатый практический опыт.

Внедрение в образовательную практику виртуальных симуляторов послужило толчком для развития нового подхода к оценке качества результатов обучения – инсталлированная в виртуальный симулятор функция обратной связи позволяет регистрировать целый ряд параметров выполненного действия. В свою очередь, классическая балльная система из-за низкой дифференцирующей способности и информативности не дает возможности оценить реальные достижения каждого конкретного курсанта и отследить прогресс в обучении. Проанализировав пожелания и запросы преподавателей, команда Первого МГМУ им. И.М. Сеченова совместно с компанией Simbionix разработала систему оценки в штрафных баллах, которая стимулирует обучающихся к приобретению знаний, навыков и улучшению результатов учебы.

В основу данной системы оценки положен постулат: идеальным результатом является выполнение упражнения без излишних затрат времени, но с максимальной результативностью. Идеальное выполнение оценивается в 0 баллов, что является наивысшей, но, естественно, недостижимой оценкой. При прохождении задания по определенному параметру начисляются штрафные баллы за единицу разницы между реальным и идеальным выполнением. В основе подсчета результатов лежит распределение параметров по важности, эффективности, необходимости и безопасности с учетом выполнения хирургических пособий. Наиболее весомое значение имеют такие параметры, как экономичность движений, результативность попыток и невыполнение задания.

Особенностью системы оценки в штрафных баллах является инсталлированный в нее конфликт требований. С одной стороны, нужно уменьшать время, число движений и длину пройденного пути, что в реальной операционной способствует снижению негативных последствий операции. С другой стороны, подобный подход повышает риск совершения ошибок и невыполнения поставленных задач.

Если все результаты выполнения упражнений в рамках курса обучения базовым навыкам приравнять к 0, то система оценки начислит за подобную попытку 64 700 штрафных баллов за все 9 задач. Результат соответствует ситуации, когда хирург отказался от выполнения операции, то есть негативного воздействия от нее нет, но и положительного эффекта от лечения пациент не получил.

Следовательно, если курсант набрал больше 64 700 штрафных баллов за 9 упражнений, это соответствует ухудшению общего положения пациента после операции. Если же сумма штрафных баллов за все 9 упражнений меньше 64 700 баллов, это соответствует улучшению общего состояния пациента после операции. При этом чем больше количество штрафных баллов, тем больше вред, нанесенный пациенту, а чем меньше баллов набрал курсант, тем большую пользу он принес пациенту.

Для успешного прохождения модуля «Базовые навыки лапароскопии» требуется набрать на итоговой регистрации не более 45 000 штрафных баллов за все 9 задач базовых навыков (табл. 1). При этом используется 5-балльная система оценки знаний.

На базе системы подготовлен курс обучения базовым навыкам с оценкой результатов в штрафных баллах. Курс интегрирован в программное обеспечение симулятора LapMentor (Simbionix) и включает несколько ступеней: вводный инструктаж, предварительную оценку, тренировочную часть и экзамен. 9 заданий в рамках модулей «Предварительная оценка знаний и навыков» и «Экзамен» можно выполнить лишь один раз, а при работе в модуле «Практика» пользователю предоставляется неограниченное количество попыток. Штрафные баллы, полученные в ходе предварительной оценки знаний и экзамена, используются для оценки прогресса в обучении. Курс переведен на английский язык и будет устанавливаться на всех симуляторах LapMentor (Simbionix).

Предложенная система оценки знаний и навыков в штрафных баллах отвечает требованиям технологичности, объективности и способна повысить мотивацию обучающегося. Сравнение предварительного и итогового результатов позволяет оценить, насколько улучшилось мастерство курсанта, и выявить наиболее проблемные области.