«Бюджетный маневр» скажется на онкологической службе

1 Октября 2015
Министерство финансов разработало новую модель финансирования из федерального бюджета на 2014–2016 гг.  – «бюджетный маневр». Приоритетные проекты получают гарантированное обеспечение. Но бюджет, заложенный на здравоохранение, будет сокращен на 34%, в том числе за счет пациентов с тяжелыми и редкими заболеваниями.
«Бюджетный маневр»
скажется на онкологической службе


Министерство финансов разработало новую модель финансирования из федерального бюджета на 2014–2016 гг.  – «бюджетный маневр». Приоритетные проекты получают гарантированное обеспечение. Но бюджет, заложенный на здравоохранение, будет сокращен на 34%, в том числе за счет пациентов с тяжелыми и редкими заболеваниями.

В 2014 г. государственная система здравоохранения начнет осуществлять заботу о здоровье граждан нашей страны в рамках «бюджетного маневра», провозглашенного Министерством финансов РФ. Смысл финансового маневрирования заключается в перераспределении федерального бюджета с целью обеспечения финансирования для приоритетных проектов страны, таких как проведение чемпионата мира по футболу в 2018 г., строительство скоростной железной дороги между Москвой и Казанью, увеличение бюджета на безопасность и обороноспособность страны и прочие важные направления. Но здравоохранение при этом приоритетным направлением названо не было.
По плану маневра к 2016 г. увеличивающийся более чем на 26,6% федеральный бюджет сократит свои расходы на здравоохранение на 34%...
В ходе обсуждения проекта федерального бюджета РФ на 2014–2016 гг., подготовленного Минфином РФ, были обнародованы цифры предполагаемого снижения федеральных расходов на здравоохранение: с 515 млрд рублей в 2013 г. до 340 млрд в 2016 г.
Министр финансов РФ А.Г. Силуа­нов пояснил, что необходимость «бюджетного маневра» обусловлена поиском «дополнительных ресурсов на новые задачи, которые перед нами стоят». Чиновники заявляют, что ничего страшного не происходит и данный процесс приведет систему финансирования в соответствие с нормами законодательства, по которому ответственность за финансирование лечения пациентов полностью ложится на регионы. Все субвенции (трансферты) федерального бюджета в субъекты федерации будут замещены системой одноканального финансирования по линии Фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС). Вроде бы есть в этом логика – перейти от дотаций, рассчитываемых по остаточному и ограничительному принципу, к системе финансирования, формируемой налоговыми сборами, учитывающей количество льготников и необходимые затраты на лечение тяжелых пациентов. Но проблема в том, что эта система не готова! У ФОМС нет средств для компенсации бюджетного провала, образующегося в ходе маневра, и пока нет системы, обеспечивающей дополнительное финансирование, – нужно как минимум дополнительные 500 млрд рублей, чтобы не пострадали пациенты, которым нужно проходить лечение в следующем году.
К сожалению, маневр ударит быстро и тотально в первую очередь по онкологической службе: лечение других заболеваний, если они не относятся к редким, стоит в разы дешевле, и пациенты могут лучше себя обеспечить за счет личных средств. В онкологии пациент является заложником бюджетной системы – шанс на излечение и продление жизни напрямую зависит от бюджета, который в конкретном регионе тратится на обеспечение нужд онкологической службы и финансирование лечебного процесса.
На многих территориях именно за счет субвенций федерального бюджета формировался региональный бюджет на лечение онкологических пациентов – федеральных льготников. С 2014 г. все их обеспечение будет осуществляться только за счет региональных бюджетов и средств ФОМС. К чему это может привести, если регионы не смогут оперативно провести перераспределение ресурсов и закрыть бюджетную брешь, – к отказам в лечении, неисполнению регионами обязательств по обеспечению государственных гарантий на бесплатную специализированную медицинскую помощь, социальной напряженности и, самое ужасное, гибели пациентов, которым можно помочь, если своевременно обеспечить их необходимым лечением.
О недостаточности финансирования здравоохранения Мин­здрав говорит уже давно. Незадолго до принятия правительством решения о сокращении расходов федерального бюджета глава Мин­здрава В.И. Скворцова сообщила, что ведомство планирует разработать новый механизм финансирования здравоохранения, который дополнит уже существующую систему обязательного медицинского страхования. По ее словам, главная задача Минздрава – в срок до 2015 г. таким образом настроить отношения государства с гражданами, чтобы программа государственных гарантий работала с наибольшей отдачей. Для этого, сказала министр, нужно разработать такие механизмы финансирования, которые позволят населению пользоваться инновационными медицинскими технологиями, например клеточными, или ядерной медициной. В.И. Скворцова подчеркнула, что эти механизмы не должны стать для населения финансово обременительными. По ее словам, новая система финансирования может появиться после 2016 г.