Правила закупки медтехники пересмотрены

21 Июля 2011
Правила закупки медтехники пересмотрены

Свернув обсуждение альтернативных концепций реформирования госзаказа, правительство утвердило согласованные ведомствами поправки к действующему Федеральному закону № 94-ФЗ от 21.07.2005 г. «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», который условно называют законом «О госзакупках». Поправок оказалось немного.

Свернув обсуждение альтернативных концепций реформирования госзаказа, правительство утвердило согласованные ведомствами поправки к действующему Федеральному закону № 94-ФЗ от 21.07.2005 г. «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», который условно называют законом «О госзакупках». Поправок оказалось немного.

Российское правительство запланировало довести долю производимой в стране медицинской техники до 50% к 2020 г. Как сообщил премьер-министр В.В. Путин на заседании президиума правительства в конце марта, в настоящее время отечественное оборудование составляет лишь 11% от общего числа закупаемой медтехники.

Для достижения этих целей правительство решило создать федеральную целевую программу «Развитие медицинской и фармацевтической промышленности». Ее разработкой занимались специалисты Министерства промышленности и торговли РФ. По словам директора ведомственного департамента химико-технологического комплекса и биоинженерных технологий С.А. Цыба, стоимость модернизации всех фармацевтических предприятий в России оценивается в 17 млрд рублей.

«Мы должны помочь нашим предприятиям», – заявил премьер, настаивая на необходимости скорейшего принятия изменений в 94-ФЗ.

Назрели государственные решения

«Мы приступаем к практической реализации программы модернизации здравоохранения, – заявил премьер, открывая в конце марта заседание президиума правительства. – В том числе для российских больниц и поликлиник предстоит приобрести более 180 тыс. единиц медицинского оборудования около 1400 различных товарных позиций».

По словам В.В. Путина, из 460 млрд, выделенных на программу, на закупку медтехники пойдет 100 млрд. «И эти деньги должны сработать максимально эффективно, – подчеркнул он. – Необходимо приобрести современное, качественное и высокотехнологичное оборудование, которое серьезно увеличит возможности наших медицинских учреждений». Премьер также потребовал, чтобы «не было ситуаций, когда один и тот же прибор одного и того же производителя в разных регионах на порядок различается по стоимости».

Ведомствам все же не удалось согласовать единый документ. Министерство экономического развития (МЭР) предлагало отменить действующий закон «О госзакупках» и заменить его новым законом «О федеральной контрактной системе». Федеральная антимонопольная служба (ФАС) защищала действующий закон, предлагая внести в него необходимые изменения, выступала против расширения списка способов размещения госзаказа, в частности против предлагаемых МЭР«конкурентных переговоров», а также против возможности одностороннего расторжения контракта заказчиком. Разногласия ведомств не раз обсуждались на различных совещаниях. В результате президент поручил правительству представить ему единый документ, в котором должны быть указаны только взаимоприемлемые нормы.

И уже до 1 апреля 2011 г. правительство, свернув обсуждение альтернативных концепций реформирования госзаказа, утвердило согласованные ведомствами поправки к действующему закону «О госзакупках». Взаимоприемлемых поправок оказалось немного: заказчик обязан обосновывать начальный уровень цен, а также может устанавливать дополнительные требования к качеству и предоставляемой гарантии. Правительству также предоставлено право устанавливать любые особенности закупок для отдельных видов продукции.

Как пояснила министр экономразвития РФ Э.С. Набиуллина, поддержанный законопроект обязывает заказчиков обосновывать начальную цену размещения контракта с перечнем источников информации, которая может быть использована при обосновании. Кроме того, законопроект предоставляет заказчику право устанавливать дополнительные требования к качеству закупаемой продукции в части сроков и объема гарантийных обязательств. В него также включены нормы, направленные на повышение эффективности закупок инновационной и технически сложной продукции. Поправки допускают установление для закупок такой продукции любых особенностей, но особый порядок размещения должен утверждаться правительством.

По словам Э.С. Набиуллиной, на заседании правительства было поручено дополнительно согласовать ряд положений законопроекта, в частности процедуру одностороннего расторжения контрактов. «Такое право одностороннего расторжения контрактов дается, но при условии соблюдения согласования с межведомственным органом, куда также должны быть включены представители бизнеса, чтобы соблюдались правила конкуренции и не нарушались права добросовестных поставщиков», – пояснила министр.

Содержание одобренного правительством законопроекта на сегодняшний день свидетельствует о тактической победе ФАС – все вошедшие в документ нормы предлагались антимонопольной службой, основные предложения МЭР отправлены на доработку. Однако МЭР может взять реванш. Одобренный правительством документ призван, в первую очередь, обеспечить формальное соблюдение поручения президента в установленные сроки. При этом, как пояснила Э.С. Набиуллина, в ближайшее время МЭР планирует подготовить и представить в правительство законопроект об особенностях закупок для научных исследований, в который могут войти многие предложения министерства, пока не принятые правительством.

В частности, предстоит согласовать вопрос о возможном введении предварительной квалификации для поставщиков. Эта мера, по мнению Минэкономразвития, позволит повысить качество закупаемой продукции. «Мы предлагаем вводить ее для узкого круга товаров и только по решению правительства», – уточнила Набиуллина.

Напомним, что именно вопрос о введении предквалификации стал основной причиной открытой дискуссии между МЭР и ФАС. ФАС настаивает, что это субъективный, а значит – коррупционный механизм допуска к аукциону. Впрочем, на полном отказе от него ведомство не настаивает, так что уже в ближайшее время можно ждать компромиссного решения.

Все познается в сравнении

Конкуренцию в сфере государственных закупок медтехники, по мнению специалистов ГК «Бюро», можно попытаться оценить в сравнении с закупками оргтехники (см. таблицу). Хотя это сравнение довольно условное.

Так, по данным за 2010 г., заявки на участие в государственных аукционах на закупку медтехники (аппараты для искусственной вентиляции легких, рентгенографии, КТ, УЗИ, ЭКГ) подало минимальное число компаний – в среднем менее двух на один аукцион. При этом не все они были допущены к участию в аукционе. В итоге низкой конкуренции снижение цены составило в среднем всего 1,2%. По данным на 2010 г., количество аукционов на закупку медтехники, в рамках которых была подана одна заявка на участие, составили более половины от общего числа.

Своим мнением относительно конкуренции в сфере государственных закупок медтехники поделился руководитель ГК «Бюро» А.А. Ванин: «Отсутствие конкуренции в аукционах на закупку медтехники неудивительно – на сегодняшний момент достаточного количества квалифицированных компаний, способных вступить в активную конкурентную борьбу, просто не существует. В таких условиях механизмы, прописанные в 94-ФЗ, не срабатывают должным образом – нет ни снижения цены, ни повышения качества оказываемых услуг.

Медицинская техника – это не просто товар, здесь принципиальное значение приобретают высокая квалификация, обладание определенным набором компетенций, способность осуществлять постпродажное обслуживание. С моей точки зрения, вопрос может быть решен следующим образом. Во-первых, введением в 94-ФЗ механизма предквалификации, не допускающего участия в аукционах «компаний-однодневок». В торгах на закупку медтехники должны принимать участие фирмы, не просто осуществляющие простые логистические операции, связанные с поставкой оборудования, но и способные сопровождать весь его жизненный цикл: качественное сервисное обслуживание, своевременную поставку расходных и комплектующих материалов, работу с программным обеспечением, подготовку кадров и т.д., например, компании, официально авторизованные производителями.

В первую очередь, этому должно способствовать углубление процессов локализации производств иностранных компаний на территории России, которые будут сопровождаться передачей компетенций и увеличением числа квалифицированных компаний».

Пора подвести итоги?

Таким образом, считают специалисты, после изменений в законодательстве цены на медицинское оборудование,приобретенное путем госзакупок, показавшиеся в прошлом году президенту Д.А. Медведеву подозрительно высокими, могут, наконец, пойти вниз. Поправки в закон о госзакупках, одобренные Советом Федерации, предписывают заказчику установить гарантийный срок, в течение которого поставщик обязан обслуживать товар.

Раньше гарантийное обслуживание если и существовало, то в минимальном объеме, высказал свою точку зрения руководитель ГК «Бюро» А.А. Ванин. Это увеличивало цену поставки: заказчик вначале тратился на покупку оборудования, а потом – на услуги по его эксплуатации и обслуживание. Теперь поставка становится комплексной, что позволит еще и сократить число посредников, говорит специалист. В результате начальная цена контракта может несколько вырасти, но общая сумма, включающая стоимость оборудования и его содержания в первые два-три года, снизится на 20–30%, считает он.

Согласно другой поправке поставщики должны будут предоставлять финансовые гарантии исполнения контракта в размере 2–10% от начальной цены. Вероятно, законодатели имели в виду банковские гарантии, полагает старший юрист компании GoltsblatBLP Н. Белозерцева: в случае поломки оборудования поставщик будет обязан ее устранить, а банк – выплатить от 2 до 10% стоимости контракта.

Финансовые гарантии – страховка заказчика от недобросовестных поставщиков, говорит А.А. Ванин: если они не справятся с поломкой, заказчик сможет получить средства и оплатить ремонт. Правительство теперь обрело право включать в контракт дополнительные условия исполнения конкретного госзаказа, в том числе не связанные с предметом контракта, – чтобы создать дополнительные технологические и экономические преимущества для российских производителей. Речь идет об офсетных сделках, считает Ванин. Такие сделки позволят не только эффективно провести закупки оборудования, но и стимулировать ведущие зарубежные компании разворачивать производство медоборудования в России, говорил ранее премьер В.В. Путин. Такой механизм предлагал ввести и Минпромторг в проекте стратегии развития медицинской промышленности до 2020 г. Ведомство обещало стимулировать «перенос компетенций» из-за рубежа за счет офсетных сделок при крупных государственных закупках по долгосрочным контрактам. Государство будет закупать крупные партии оборудования только при обязательной частичной локализации производства поставщика, объяснял тогда представитель Минпромторга.

О частичной локализации уже объявила компания GE. В прошлом году она начала совместный проект с российской МТЛ по производству 16-срезовых томографов. Сначала комплектующие для медоборудования будут поставляться из-за рубежа, а в дальнейшем – российскими производителями. Начало локализации производства намечено на 2012–2015 гг. Собранные GE и МТЛ 16-срезовые КТ стоят примерно 20–25 млн рублей в зависимости от комплектации против средней рыночной стоимости томографов в 2010 г. в 25–28 млн.

На госзакупки, по оценке Минпромторга, приходится более 95% объема российского рынка медтехники и медицинских изделий, составившего в 2009 г. 90–100 млрд рублей. При этом эксперты считали стоимость контрактов завышенной. Вызвала она возмущение и у президента страны, осенью 2010 г. заявившего о необходимости привлечь к ответственности должностных лиц, закупивших томографы в два-три раза выше цены производителя.

Поправки в 94-ФЗ, касающиеся медтехники, были одобрены Советом Федерации13 апреля 2011 г. Решено следующее:

Фразу «заказчик, уполномоченный орган вправе определить обязательства по контракту, которые должны быть обеспечены» заменить фразой «заказчик, уполномоченный орган вправе определить обязательства по контракту, которые должны быть обеспечены, а в случае поставок новых машин и оборудования начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) на поставки которых составляет пятьдесят миллионов рублей и более, поставок медицинского оборудования обязаны определить такие обязательства (в том числе обязательства о предоставлении вместе с новыми машинами и оборудованием гарантий производителя и поставщика на товар) и обязательство о предоставлении вместе с товаром обеспечения гарантии поставщика на товар в размере от двух до десяти процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота).

Требования к гарантийному сроку и (или) объему предоставления гарантий качества товара, работы, услуги, к обслуживанию товара, к расходам на эксплуатацию товара, об обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара. Указанные требования устанавливаются заказчиком, уполномоченным органом при необходимости, за исключением случаев размещения заказов на поставки машин и оборудования.

В случае размещения заказов на поставки машин и оборудования заказчик, уполномоченный орган устанавливают требования к гарантийному сроку и (или) объему предоставления гарантий качества товара, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на обслуживание товара в гарантийный срок, а также к осуществлению монтажа и наладки товара в случае, если это предусмотрено технической документацией на товар.

В случае размещения заказов на поставки новых машин и оборудования заказчик, уполномоченный орган устанавливают требования о предоставлении гарантии производителя данного товара и к сроку действия такой гарантии, при этом предоставление такой гарантии осуществляется вместе с товаром.

Дополнительно в случае размещения заказов на поставки новых машин и оборудования заказчик, уполномоченный орган устанавливают требования о предоставлении гарантии поставщика на данный товар и к сроку действия такой гарантии, при этом предоставление такой гарантии осуществляется вместе с товаром, и срок действия такой гарантии должен быть не менее, чем срок действия гарантии производителя данного товара.

В целях создания для Российской Федерации дополнительных технологических и экономических преимуществ Правительство Российской Федерации вправе определить в отношении конкретного заказа на поставку товара, выполнение работы, оказание услуги для государственных нужд необходимость включения в контракт дополнительных условий его исполнения, в том числе не связанных с предметом контракта».

Подготовил В.И. Локацкий