Экономический передел рынков определяют производители инновационных продуктов и решений

5 Июля 2017
Экономический передел рынков определяют производители инновационных продуктов и решений
Экономический передел рынков становится делом рук не олигархических групп, а производителей инновационных продуктов и решений. К такому выводу пришли эксперты круглого стола «Новые технологии и материалы: какова цена успеха?», который состоялся 28 июня в рамках Дней промышленного дизайна в Сколково

К такому выводу пришли эксперты круглого стола «Новые технологии и материалы: какова цена успеха?», который состоялся 28 июня в рамках Дней промышленного дизайна в Сколково.


В разговоре приняли участие представители различных отраслей  и бизнесов, которые поделились своим опытом внедрения и коммерциализации инновационных материалов и технологий.


С приходом новых материалов меняется экономический ландшафт – появляются новые отрасли, перераспределяются финансовые и интеллектуальные ресурсы. С таким обращением к аудитории начал дискуссию модератор круглого стола – Георгий Гоголев, директор департамента коммуникаций Российской венчурной компании (РВК). Он предложил спикерам  ответить на три вопроса, актуальных для любой инновационной деятельности: как формируется запрос на инновации, сколько стоят инновации и как внедрять и продвигать инновации.


Начал разговор о новых технологиях Андрей Бешков, генеральный директор компании DNT, представитель одного из самых революционных направлений технологического развития – виртуальной и дополненной реальности. 


Андрей Бешков: «Практически любую новую технологию двигают следующие драйверы: игры, развлечения, видео, порно. Так было с Интернетом, так будет с виртуальной (VR) и дополненной (АR) реальностью. Виртуальная реальность сегодня  – более модная штука, она лидирует. При  этом очень быстро набирает обороты технология по дополненной реальности и,  по прогнозам аналитиков, в ближайшие годы она обгонит виртуальную реальность по объемам. Просто потому, что ее область применения намного шире. И доступ к ней проще.  Вряд ли мы предполагаем, что все люди будут ходить в VR-шлемах, а смартфон (простейший транслятор АR) сейчас есть почти у всех. Виртуальная реальность может занять узкоспециализированные ниши. Например, при работе с врачами при помощи VR-технологий выяснилось, что у того процента медиков, кто тренировался на «виртуальных» пациентах и врачебных манипуляциях, процент профессиональных ошибок намного меньше.  С другой стороны, эксперименты с пациентами показывают, что мы совсем не знаем, как работает человеческий мозг. Известный кейс: пациентам стоматологических клиник во время манипуляций подключали виртуальную реальность с позитивным контентом: море, солнце, пляж. Результат таков: в 7 из 10 случаев не понадобилось обезболивание. Подобные факты сразу переводят VR из аттракциона в   область незаменимых технологий будущего». 


От инноваций в виртуальной реальности круглый стол перешел к обсуждению инноваций в области электроэнергетики. 


Кирилл Лебедев, директор по маркетингу «СуперОкс»: «Использование сверхпроводников в энергетике приводит к существенным изменениям в части масса-габаритных характеристик. Известно, что энергетическое оборудование очень тяжелое и объемное. А поскольку толщина сверхпроводникового провода составляет 100 микрон, пропускает он силу тока до 500 А, то по таким изделиям, как судовые двигатели, мы можем говорить что, используя сверхпроводник, можно уменьшить и габариты изделий в 1,5 раза и их массу на 100-150%. Это значительно упрощает производственные процессы. Это также особенно важно в городах, где стоимость земли очень высокая, а ее высвобождение (за счет уменьшения площади, отданной под энерготехнические объекты и оборудование) может привести к увеличению ее монетизации. Что касается себестоимости нашего производства, то сейчас использование сверхпроводников дороже традиционных медных проводников. Но за счет того, что потребление электроэнергии растет, а удельная площадь размещения инфраструктуры снижается, стоимость сверхпроводников ближайшие 20 лет должна стать сопоставимой с медными аналогами».


Следующий эксперт круглого стола - Андрей Тырса, коммерческий директор PICASO 3D, представил технологию, которая способна перевернуть целый ряд традиционных отраслей экономики, значительно упростив производство. Речь идет о 3Д-печати.  


Андрей Тырса: «Мы являемся поставщиком инструментария для работ дизайнеров. 3Д-принтер в данному случае является одним из самых быстрых и дешевых способов представить проект заказчику – дать ему возможность пощупать будущий изделие  руками. Любые стандартные пути изготовления прототипа занимают месяцы, 3Д-принтер справляется с этой задачей за считанные дни. Сокращаются и финансовые издержки. Покупка одного 3Д-принтера окупается в среднем за 3 проекта, требующих изготовления прототипа или наглядной модели будущего  продукта. При этом снижается цена ошибки проектировщиков.  


Уже несколько лет ведущая область  применения 3Д-принтеров – это ювелирная промышленность. Компании, использующие здесь 3Д-технологии, практически вытеснили своих конкурентов – за счет скорости разработки их ассортиментное предложение зашкаливает. Изготовление единичного продукта для таких компаний перестало быть проблемой. Индивидуальность, уникальность становятся простым и не затратным продуктом. Следующая отрасль, которая совершила прорыв благодаря 3Д-технологиям буквально за 1,5 года -  это стоматология. Сегодня стоматологи-протезисты  делают МРТ челюсти, изготавливают 3Д-модель имплантов, печатают их «копии» на принтере, что дает возможность более тщательно спланировать операцию и исключить ошибки в конструкции и технологии, уменьшить количество травм и даже времени проведения операций.  Третья отрасль, где за последний год произошла настоящая 3Д-революция, это – образование. Во многих образовательных учреждениях сейчас внедряются 3Д-принтеры, которые позволяют изготавливать модели, макеты, приборы, наглядные пособия, проводить эксперименты и исследования  – под актуальные потребности учебного процесса. Возникает даже специфическая проблема: дети оказываются умнее своих преподавателей, они быстрее овладевают технологией и уже сами объясняют учителям, как работать с 3Д-техникой».


Продолжил дискуссию Константин Демидёнок, руководитель службы инновационных проектов АО «Метаклэй» - российского производителя наносиликатов и полимерных композиций на их основе, имеющая опыт  коммерциализации инновационных продуктов.


Константин Демиденок: «Наша сильная компетенция – добавление новых свойств в материалы. Допустим, есть обычный полиэтилен. Нужно, чтобы он стал клейким. Или есть производственная задача сделать металл трудногорючим или био-разлагаемым. Все это мы можем сделать. Все, что мы сейчас производим, - это собственные разработки и ни у кого никаких лицензий мы не покупали. Более того, мы сейчас оказываем услуги другим компаниям, поскольку обладаем значительными компетенциями в материаловедении, а также помогаем запуску и выводу на рынок новых материалов. 


Есть разработки, которые пока не получили коммерциализации. Например, мы сделали добавку, которая увеличивает срок службы асфальта, не позволяет ему трескаться. Пока спроса нет (возможно, потому, что экономика дорожного строительства не предполагает долгоиграющие асфальтовые покрытия). Основные отрасли, которые являются потребителями наших полимерных композиционных материалов – это трубная, кабельная, нефтегазовая промышленность,  строительство ж/д путей, строительная, автомобильная, пищевая и лакокрасочная промышленность. Что касается методики внедрения инноваций, то могу сказать так: вы должны точно понимать рынок, свой продукт, его конкурентные преимущества, понимать своего потребителя. Нужно работать много и быстро, несмотря на все сложности и сопротивления. Другого пути просто нет».  


В заключение круглого стола его участники сошлись во мнении, что современный российский и зарубежный рынок жестко фильтрует целесообразность новых технологий с точки зрения эффективности. Инновация ради инновации сегодня не имеет шансов на внедрение. Рост конкуренции требует ускорения разработок и увеличения функциональной ориентации материалов и технологий. Практическая направленность и эффективность новинок – это заказ бизнеса, государства, общества. А значит, новые идеи найдут своего потребителя.