2 апреля - Всемирный День распространения информации об аутизме

2 Апреля 2013
2 апреля - Всемирный День распространения информации об аутизме
В этот день, утвержденный по инициативе ООН, проводится ежегодная акция «Зажги синим» - подсветка достопримечательностей, фасадов официальных учреждений и жилых домов в вечернее время.
В этот день, утвержденный по инициативе ООН, проводится ежегодная акция «Зажги синим» - подсветка достопримечательностей, фасадов официальных учреждений и жилых домов в вечернее время. 

Акция направлена на информирование общественности во всем мире о проблемах аутизма.  Проведение акции поддержано и Россией. 

Распространенность аутистических расстройств в детском возрасте по данным ООН за последние 30-40 лет в большинстве стран, где ведется статистика данного заболевания, поднялась от 4-5 человек на 10 тыс. детей до 50 - 116 случаев  на  10 тыс. детей и составляет в среднем 1%, что превышает распространенность инфекционных заболеваний в детстве.   

 Расстройства аутистического спектра - это комплексные нарушения психического развития, характеризующиеся отсутствием способности к социальному взаимодействию, общению, стереотипностью поведения. 

За последние 20 лет общественный и научный интерес к расстройствам аутистического спектра  переместился из «узкой» проблемы детской психиатрии в одну из центральных областей клинико-биологических исследований в мире.   Установленные причины   заболевания могут    быть самыми разными –    от    эндогенно-наследственных    до  экзогенно-органических, психогенных и даже экологических. Большинство ученых склоняются к   тому,  что   аутизм является результатом общемозговых (нейробиологических) нарушений. 

В России в последние годы интенсивно разрабатывается мультидисциплинарное клинико-биологическое направление в диагностике, дифференциации, терапии аутистических расстройств. Выделены инновационные биомаркеры («био-автографы»)   разных видов аутизма. 

 «Активно проводимые мультидисциплинарные клинико-биологические исследования патогенетических механизмов заболевания, в первую очередь иммунных, приносят значимые результаты, которые могут стать основой для разработки инновационных стратегий лечения в этом направлении медицины», - говорит главный специалист детский психиатр Минздрава России, проф. Евгений Макушкин. 

В России активно развиваются и внедряются направления реабилитации пациентов. Так, реабилитация должна начинаться на раннем этапе формирования аутистических расстройств, охватывать физиологически благоприятные для развития ребенка сроки (от 2-х до 7-и лет), продолжаться в последующие годы (8-18 лет) и проводиться командой   специалистов: врачей-психиатров, психологов, социальных педагогов, учителей, инструкторов ЛФК.    

 В Научном центре психического здоровья РАМН был создан и активно функционирует дневной полустационар для детей с аутизмом, где  под контролем детских психиатров и психологов, в команде с другими специалистами проводится комплексная абилитация детей с аутическими расстройствами. За период с 1984 по 2012 годы в полустационаре и амбулаторно  на поликлиническом приеме пролечено свыше  4 500 больных.     

С учетом актуальности проблем аутизма и оказания помощи детям в 2012 году Минздравом России  создан Федеральный центр по проблемам расстройств аутистического спектра и другим расстройствам развития. 

В России накоплен серьезный опыт   работы, который  может быть использован для создания модели оказания помощи  больным с аутистическими расстройствами. 

Доказано, что только  20% больных с тяжелыми формами атипичного  аутизма (эндогенного и синдромального генеза),  синдромом Каннера  имеют неблагоприятный прогноз,  не поддаются абилитации.   В целом своевременно установленный клинический диагноз,  раннее введение  фармакотерапии, проведенная реабилитация являются вполне эффективными и способствуют  благоприятному исходу. 

В 10% случаев больные полностью восстанавливаются, в клиническом состоянии примерно у 70% больных с расстройствами аутистического спектра отмечается стабильное посттерапевтическое улучшение. 

«В большинстве случаев пациенты с аутистическими расстройствами являются обучаемыми по коррекционным и общеобразовательным программам.  Получение такими детьми адекватного образования является одним из основных и неотъемлемых условий  их успешной социализации», - говорит Евгений Макушкин. 

В настоящее время в России создана и активно развивается дифференцированная сеть специализированных коррекционных образовательных учреждений. Она включает в себя дошкольные  учреждения, в которых может быть продолжена абилитация больных аутизмом, а также государственные медико-психолого-социальные учреждения. 

Только в Москве открыто 60 Центров психолого-медико-социальной помощи и реабилитации, лечебной педагогики и дифференцированного обучения, где принимают врачи-психологи, дефектологи, психиатры, социальные педагоги. 

В Научном центре психического здоровья РАМН создана школа для родителей, где можно получить компетентные разъяснения по сути расстройств аутистического спектра, методам терапии,  разрешению поведенческих проблем. Широко востребованны циклы тематических лекций, семинаров и конференций для врачей, медицинских сестер, а также родителей. 

Источник: Ремедиум