ВЦИОМ и Bayer составили социальный портрет пожилого россиянина

4 Декабря 2018
ВЦИОМ и Bayer составили социальный портрет пожилого россиянина

Россияне, помимо позитивных характеристик, склонны описывать пожилых жителей нашей страны как имеющих проблемы со здоровьем, бедных, безработных и зависимых. Однако 53% людей старше 60 лет, скорее не согласны с тем, что вести активный образ жизни в этом возрасте сложно

Россияне, помимо позитивных характеристик, склонны описывать пожилых жителей нашей страны как имеющих проблемы со здоровьем, бедных, безработных и зависимых. Однако 53% людей старше 60 лет, скорее не согласны с тем, что вести активный образ жизни в этом возрасте сложно. Более 80% заявляют, что начали более внимательно относиться к своему здоровью, а 71% стремятся изучать что-то новое.   

Такие данные были получены в ходе исследования качества жизни «Bayer Барометр», инициированного ВЦИОМ и международной компанией Bayer. Целью опроса было выяснить, как меняется оценка различных аспектов качества жизни от года к году, а также изучить восприятие россиян пожилого возраста. В опросе приняли участие 1200 жителей разных регионов страны.

Как и в последние годы, главной составляющей качества жизни россияне называют здоровье. Этот ответ на протяжении четырех лет остается самым популярным. На втором месте в 2018 году россияне поставили  безопасность. Далее – стабильный заработок, экология (качество воды, воздуха), качество и доступность продуктов питания, доступность медицинской помощи. Среднее значение важности каждого из показателей для опрошенных составляет от 4,51 до 4,69 (из 5 возможных).

В целом 28% россиян говорят об улучшении качества жизни за последний год, а 29% указывают на ухудшение. Более позитивные оценки распространены среди молодежи, в то время как старшее поколение склонно оценивать динамику качества жизни более негативно.

По данным опроса, сводный индекс удовлетворенности качеством жизни россиян в 2018 году составил 62 п. из 100 возможных, что соответствует данным прошлого года. Максимальные значения индекса фиксируются среди молодежи (18–34 года) – 66-65 п., жителей Москвы и Санкт-Петербурга (66 п.) и респондентов, занятых домашним хозяйством (67 п.). Наиболее уязвимые социальные группы – неработающие пенсионеры (57 п.) и временно безработные (58 п.).

Когда начинается старость?    

Отвечая на этот вопрос, каждый второй россиянин (50%) отметил, что начало старости связано с серьезными проблемами со здоровьем. Также респонденты считают признаками старости отсутствие возможности обеспечивать себя (27%), прекращение активной трудовой деятельности и зависимость от окружающих (26%). Только пятая часть россиян (20%) связывает наступление старости с формальным выходом на пенсию.

Рассуждая об образе жизни пожилого человека, респонденты отмечают, что после 60 лет необходимо прилагать большие усилия, чтобы вести активный образ жизни и поддерживать здоровье (85%). 76% указывают на проблемы, связанные с поддержкой привычного ритма жизни, ввиду проблем со здоровьем. Однако 78% респондентов считают, что после перехода этого возрастного рубежа вести активный образ жизни можно.

60% респондентов от 60 лет и старше указывают на сложности обучения и переквалификации в пожилом возрасте, тем не менее 74% заявили о стремлении изучать что-то новое, а 46% отметили важность продолжения профессиональной деятельности.

«Старшее поколение выбирает активный и здоровый образ жизни – это подчеркивают результаты опроса. Кроме того, половина опрошенных связывает начало старости с серьезными проблемами со здоровьем. Профилактика и лечение социально значимых заболеваний, безусловно, остаются важнейшими задачами здравоохранения для сохранения активности и увеличения продолжительности жизни пожилых людей в нашей стране. Для нас «Bayer Барометр» – это еще одна возможность привлечь внимание общества и государства к проблемам повышения качества медицинской помощи и обеспечения доступности передовых методов лечения», – отметила Ирина Лаврова, директор по коммуникациям и связям с государственными и общественными организациями компании Bayer в СНГ.

Исследование также выявило ряд стереотипов о пожилом возрасте, которые сегодня есть в обществе. Так, образы типичного и желаемого пожилого человека в представлении россиян отличаются довольно сильно. К примеру, значительная часть респондентов желает видеть пожилого человека, ведущего полноценную жизнь – обеспеченного, профессионально реализованного, спортивного и интересующегося, в то время как в действительности он, как правило, бедный, одинокий, зависимый и имеет проблемы со здоровьем.

Помимо этого, респонденты отмечают, что пожилые люди сегодня бывают неприятны в общении (агрессивны и навязчивы или безразличны), хотя желаемое значение этого фактора гораздо ниже. Близким к реальности оказался желаемый образ пожилых как добрых и заботливых.

Активное долголетие

Ключевым фактором увеличения продолжительности жизни, по мнению россиян, является доступность качественной медицинской помощи – ее назвали 64%. При этом уже второй год россияне ставят фактор доступности медицинской помощи на последнее место (3,02) в рейтинге удовлетворенности аспектами качества жизни. А средний балл оценки удовлетворенности состояния здоровья составил 3,57 из 5 возможных.

«Исследование показало, что активное долголетие во многом зависит от решения вопросов, связанных с поддержанием здоровья и доступностью квалифицированной медицинской помощи. При этом уже второй год россияне ставят фактор доступности медицинской помощи не на первое место в рейтинге удовлетворенности аспектами качества жизни. Стимулирование  активного долголетия – одно из ключевых направлений, обозначенных в прогнозах социально-экономического развития РФ на период до 2024 года. Для успешного продвижения в решении этих задач необходимо внедрение инновационных медицинских технологий, включая систему ранней диагностики и мониторинг состояния общественного здоровья», – отметил Сергей Анатольевич Бойцов, генеральный директор ФГБУ "НМИЦ Кардиологии" Минздрава России, член-корр. РАН, профессор, д.м.н. Главный внештатный специалист кардиолог Минздрава России Центрального, Уральского, Сибирского и Дальневосточного федеральных округов.

Среди других факторов, которые влияют на увеличение продолжительности жизни, респонденты отметили различные компоненты здорового образа жизни (отсутствие вредных привычек, физическая активность и спорт, а также здоровое питание) – их назвали половина или более опрошенных (50-56%). Также 57% указали на важность хорошей экологической обстановки.

«Проблемы пожилых людей очевидны, и они связаны отнюдь не только со здоровьем. Статус, интересы, жизненный тонус, круг общения этой группы – а это лишь некоторые элементы качества жизни в любом возрасте, в последнее время привлекают все большее внимание наших коллег-исследователей – социологов, психологов, экономистов, и даже педагогов. Преодоление негативного фона вокруг старости, отношения к пожилым как к «отработанному материалу» должно стать приоритетом общества, в том числе и демографической политики государства. Необходимо отказаться от понимания демографической политики только как стимулирования рождаемости, а равноценной ее частью считать и увеличение продолжительности активной, полноценной, осмысленной жизни», – отметил Львов Степан Васильевич, руководитель департамента исследований ВЦИОМ.

Наиболее ожидаемой от государства мерой продления активного долголетия является расширение доступа к современным медицинским технологиям – ее называл каждый второй россиянин (52%). Помимо этого, 40% назвали развитие программ профилактики заболеваний и здорового образа жизни, а чуть меньшая доля (39%) – важность обеспечения социальной активности и досуга граждан.

Справка о компании Bayer

Bayer – международный концерн с экспертизой в области естественных наук: здравоохранения и сельского хозяйства. Продукты и решения компании направлены на улучшение качества жизни людей. Коммерческая деятельность концерна построена на основе внедрения инноваций, экономического роста и высокой доходности. Bayer придерживается принципов устойчивого развития и выступает в качестве социально и этически ответственной компании. В 2017 финансовом году численность сотрудников концерна составила приблизительно 99 800 человек,  объем продаж – 35 млрд евро. Капитальные затраты составили 2,4 млрд евро, инвестиции в исследования и разработки – 4,5 млрд евро. Более подробная информация доступна на сайте www.bayer.ru.

Заявление в отношении будущего

Данная справка может содержать заявления в отношении будущего, которые основываются на текущих предположениях и прогнозах руководителей концерна или дивизионов «Байер». Многие известные и неизвестные риски, неопределенность и другие факторы могут привести к несовпадению реальных будущих результатов, финансовой ситуации, развития или деятельности компании и расчетов, приведенных в этом документе. Данные факты включают ту информацию, которая указана в отчетах компании на сайте http://www.bayer.com/. Компания не несет ответственность за обновление данных заявлений в отношении будущего или за их соответствие будущим мероприятиям или развитию.