Журналисты и врачи встретились на Дне здоровья

19 Декабря 2014
Журналисты и врачи встретились на Дне здоровья
13 декабря 2014 г. в Подмосковье на Дне здоровья, организованном биофармацевтической компанией AbbVie, специалисты и пациенты обсудили с журналистами проблемы ВИЧ, болезни Паркинсона и иммунопрофилактики, в частности, недоношенных детей от РСВ

13 декабря 2014 г. в Подмосковье на Дне здоровья, организованном биофармацевтической компанией AbbVie, специалисты и пациенты обсудили с журналистами проблемы ВИЧ, болезни Паркинсона и иммунопрофилактики, в частности, недоношенных детей от РСВ.

В России официально зарегистрировано более 798 тыс. случаев ВИЧ-инфекций, из которых 40% – женщины. Личным опытом, касающимся защиты прав ВИЧ-инфицированных женщин и детей, с журналистами поделилась руководитель благотворительного фонда Светлана Изамбаева. В своем выступлении она обратила внимание слушателей на то, что «сейчас люди c ВИЧ, если получают адекватную терапию, могут прожить долгую и полноценную жизнь. А при соблюдении всех рекомендаций врача ВИЧ-инфицированные женщины могут родить здоровых детей».

 Е.Ю. Федотова, к.м.н., доцент «НИИ неврологии» представила доклад о болезни Паркинсона (БП). «Это хроническое прогрессирующее заболевание центральной нервной системы, которое преимущественно связано с неуклонно нарастающей дегенерацией и гибелью дофаминергических нейронов черной субстанции», – объяснила докладчик. Количество людей с БП старше 50 лет  в наиболее густонаселенных странах мира в 2005 г. составляло 4,1-4,6 млн человек. По прогнозам ученых, к 2030 г. их число достигнет 8,7-9,3 млн.

Е.Ю. Федотова привела историческую справку: еще в 1817 г. Джеймс Паркинсон отмечал, что «первые проявления этой болезни незаметны и слабы, а развивается она медленно – так что пациенту лишь изредка удается припомнить, когда она началась. К числу первых заметных симптомов относятся легкая слабость с дрожью либо вялостью в отдельных членах; иногда эти проявления затрагивают голову, но чаще они поражают кисти рук и сами руки. Спустя несколько месяцев пациенты теряют прямую осанку. По мере развития заболевания пациентам становится все труднее ходить. Им не удается поднимать ноги на должную высоту и или же достигать желаемой проворности – поэтому, чтобы избежать падений, они передвигаются с большей осторожностью».

Ранее диагноз БП ставили больным в возрасте старше 45 лет, но сейчас врачи стали выделять также раннюю БП (с возрастом начала 21-44 года) и даже ювенильный паркинсонизм (возраст начала менее 21 г.).

По словам Е.Ю. Федотовой, золотым стандартом в лечении БП является применение ингибитора декарбоксилазы / молекулы леводопа: «внедрение препаратов леводопы в 60-70-е гг. произвело крутой поворот в лечении БП – многие больные, прикованные к постели, обретали способность вернуться к прежней жизни. Но эйфория от этих успехов длилась недолго – эффект лечения продолжался 3-5 лет, после чего снижалось воздействие терапии и появлялись побочные эффекты. После 4-6 лет пероральной терапии леводопой у 12-60% пациентов развивались моторные флуктации. У 8-64% развивались дискинезии. А после 9-15 лет такого лечения дискинезии отмечались уже у 61-96% пациентов. Это послужило  причиной поисков более эффективных лекарственных препаратов леводопы».

С докладом «Иммунопрофилактика: страхи и реалии» выступила руководитель отдела профилактики инфекционных заболеваний «НИИ детских инфекций» ФМБА России, д.м.н., профессор С.М. Харит. Она отметила, что число вакцин стремительно растет. Если в ХIХ веке их существовало только 5 видов (от оспы, холеры и бешенства, сибирской язвы, брюшного тифа, чумы), то в 2014 г. ВОЗ рекомендовала профилактику 12 инфекций для всех стран, а в США и Австралии осуществляется 16 видов вакцинаций.

«В последние десятилетия стала возможной и пассивная иммунопрофилактика – введение готовых антител, в том числе моноклональных, которые используются, в частности, для профилактики заражения респираторно-синцитиальным вирусом (РСВ). РСВ – главная причина инфекции нижних дыхательных путей и летальности в развивающихся странах (600 тыс. – 1 млн смертей за год), – сообщила  С.М. Харит. – РСВ является наиболее частой причиной инфекционных поражений нижних дыхательных путей, требующих госпитализации у детей в возрасте до 2 лет. И одним из факторов риска тяжелой РСВ-инфекции является недоношенность, у таких детей несостоятельный  иммунный ответ, и, как следствие, повышенная восприимчивость к инфекции. Для профилактики  тяжелой РСВ-инфекции у детей групп риска применяются специфические моноклональные антитела».

Иммунопрофилактика проводится в возрасте до 6 месяцев (менее 35 недель гестации) и детям до 2 лет, которым требовалось лечение по поводу бронхолегочной дисплазии в течение последних 6 месяцев или же страдающим гемодинамически значимыми врожденными пороками сердца.

Первый в мире препарат на основе моноклональных антител, применяемый в педиатрии, на 95% состоит из человеческих антител, специфичных к белку F оболочки РСВ. В России он был одобрен для применения в 2010 г. За 10 лет применения безопасность и хорошая переносимость моноклональных антител были доказаны в 60 странах мира.

Профессор Харит представила мета-анализ 10 клинических исследований профилактики РСВ-инфекции у 14 тыс. детей: в группе детей, рожденных до 32 недель гестации, было зафиксировано снижение общей смертности более чем в 4 раза.

В завершении своего выступления докладчица перечислила необходимые меры профилактики заболеваний нижних дыхательных путей для детей 1 года с факторами риска: грудное вскармливание до 6 месяцев; профилактика РСВ моноклональными антителами; прививки по паспортному возрасту, особенно против пневмококковой инфекции, ХИБ -инфекции (гемофильной инфекции типа b), коклюша; вакцинация семьи против гриппа.

В Дне здоровья также приняли участие родственница пациентки, 20 лет живущей с болезнью Паркинсона, и мама недоношенного ребенка, иммунизированного от РСВ, которые рассказали о своих проблемах.


 

  

x^