Импортеров БАД оказалось в пять раз больше ожидаемого

29 Февраля 2024
Импортеров БАД оказалось в пять раз больше ожидаемого
Государственная система маркировки «Честный знак» помогла выявить реальные объемы рынка биоактивных добавок. Импортеров БАД оказалось в 5 раз больше, чем было известно государству, производителей - на 41%.

На сегодняшний день в системе маркировки прошли регистрацию более 14,7 тыс. участников оборота БАД, из которых 1 128 – производители и 1 041 – импортеры.  Ранее для оценки количества импортеров и производителей БАДов был один верный путь – сопоставление данных о выданных свидетельств о госрегистрации, которые хранятся в едином реестре ЕЭК. В части импорта таких свидетельств насчитывается около 200, а регистрацию в системе маркировки прошло уже в 5 раз больше лиц с ролью «импортер».

Проблема в том, при оценке количества участников рынка по выданным свидетельствам о госрегистрации невозможно учесть параллельный импорт. «При реализации такого канала поставок фактическому импортеру не нужно получать свидетельство о госрегистрации, он использует документ, выданный иностранной компании, что существенно сокращает количество идентифицируемых получателей разрешительной документации и, следовательно, итоговые данные дают только частичное представление о количестве участников оборота. Поэтому органы власти ориентировались на куда меньшие объемы рынка», - пояснил Егор Жаворонков.

Такая же ситуация и с производителями. Ранее по количеству выданных свидетельств о госрегистрации насчитывалось около 800 российских производителей БАД, но уже сейчас регистрацию в «Честном знаке» прошло на 41% больше компаний.

Егор Жаворонков объяснил, что на рынке БАД распространена практика «контрактного производства», когда на одной площадке производятся добавки под различными марками. В случае, если владелец бренда заказывает услугу по производству БАД «под ключ», контрактная площадка может оформить свидетельство о госрегистрации самостоятельно, тогда владелец бренда в разрешительной документации не будет фигурировать как получатель документа, а значит новой записи в реестре ЕЭК не будет.

«В настоящее время мы наблюдаем две тенденции в связи с введением маркировки: участники оборота выходят из тени и со стартом каждого нового этапа маркировки формируется объективная картина об объемах самого рынка БАД – теперь мы можем оценивать как реальное количество участников оборота, так и фактические объемы импорта, производства и потребления добавок в России», - заключил представитель ЦРПТ.

Представитель «Честного знака» также отметил, что подключение розничного звена с 1 марта 2024 года к системе маркировки положительно повлияет на обеление рынка – ведь реализовать БАД без маркировки будет намного сложнее. 

С 1 марта 2024 года момента все участники должны передавать данные о выводе из оборота добавок1. Новые правила затронут и онлайн-площадки, которые будут обязаны сканировать коды маркировки с каждой упаковки БАД, а также добавить в электронный чек код маркировки «Честный знак». 

БАД, произведенные или ввезенные в страну до 1 октября, могут продаваться без маркировки до истечения срока годности, который может доходить до 3 лет. Однако, крупнейшие маркетплейсы заранее усилили правила и больше не принимают от продавцов БАД без кодов «Честного знака». По их мнению, такое нововведение позволит не только в полной мере исполнять новые требования по сканированию кодов при продаже, но и не допустить на площадки нелегальные БАД.

«Действительно, у некоторых категорий БАД долгий остаточный срок хранения, поэтому для опта и розницы был запущен этап маркировки остатков. До 1 марта у них есть возможность промаркировать добавки, которые были ввезены легально в страну до 30 сентября 2023 года. Коды маркировки также можно нанести на БАДы, которые лежат на складах у производителей, импортеров и продавцов с 1 октября прошлого года. Главное условие – это должен быть БАД с действующим свидетельством о госрегистрации и с оформленной карточкой товара в системе «Честный знак», - объяснил Егор Жаворонков, руководитель товарной группы «Фарма» ЦРПТ (оператор государственной системы маркировки «Честный знак»).

В России маркировка распространяется на 16 категорий, которые составляют 15% несырьевого ВВП страны. Благодаря внедрению маркировки доля нелегальных товаров парфюмерной отрасли сократилась на одну пятую, в табаке на четверть, в обуви на треть, по шинам и покрышкам доля контрафакта снизилась в два раза. На рынке воды маркировка выявила около 460 производителей, которые ранее не отчитывались в органы власти. Совокупные эффекты от маркировки оцениваются в 471 млрд рублей.

1. Производители, импортеры, дистрибьюторы, организации оптовой и розничной торговли, организации интернет-торговли и маркетплейсы, а также аптеки/аптечные сети



x^