Продажи глюкометров и тест-полосок в онлайн канале показывают кратную динамику продаж

25 Декабря 2023
Продажи глюкометров и тест-полосок в онлайн канале показывают кратную динамику продаж
По данным RNC Pharma общий объём продаж глюкометров на российском розничном рынке по итогам периода с января по ноябрь 2023 г. составил 1,3 млрд руб. (в розничных ценах, включая НДС), динамика относительно аналогичного периода составила 11,8%.
Рост при этом носил в значительной степени инфляционный характер, натуральный объём продаж данного вида приборов за год вырос всего на 1%, за период в рознице было реализовано порядка 1,26 млн. приборов. Объём продаж тест-полосок для глюкометров за первые 11 месяцев текущего года достигал 9,3 млрд. руб. (в розничных ценах, включая НДС), при этом рублёвая динамика была отрицательной (-0,8%).

Натуральный объём продаж тоже уходит в минус, продажи за год сократились на 2%, всего же было продано порядка 607,6 млн. тест-полосок (чуть менее 10 млн. упак.). Обе товарные категории весной прошлого года переживали повышенный спрос, причём если в категории глюкометров рост продаж в марте относительно февраля фиксировался на уровне порядка 8,7% (в штуках), то для тест-полосок динамика приблизилась к 57% - их гораздо чаще приобретали впрок.

В отношении глюкометров и тест-полосок прослеживается колоссальная динамика продаж в рамках онлайн канала, причём здесь фиксируются не просто высокие, а кратные показатели. Так продажи глюкометров в e-com выросли за год в 2,8 раз в рублёвом выражении и в 2,1 раза в натуральном, при этом продажи в оффлайн канале потеряли 5% и 9% соответственно. В январе-ноябре 2023 г. на онлайн приходится уже 23% рынка в денежном выражении и порядка 18% от натурального объёма. Аналогичная картина фиксируется и в отношении тест-полосок, здесь продажи в онлайн выросли в 2,1 раза в денежном и в 2,2 раза в натуральном выражении, оффлайн теряет 6% в рублях и порядка 7% в штуках. Доля e-com канала для рынка тест-полосок составляет в анализируемом периоде порядка 9% как в денежном, так и в натуральном выражении.

Абсолютным лидером с точки зрения денежного объёма продаж глюкометров стал бренд Сателлит российской компании «Элта». Ситуация уникальна сразу по нескольким причинам, во-первых, это один из немногих отечественных игроков на рынке медицинской техники, который успешно конкурирует с зарубежными аналогами, во-вторых, если остальные компании строят свой бизнес в основном на продаже тест-полосок, у «Элты» упор сделан на продажу приборов, при этом расходные материалы сравнительно дешевы. При этом компания в текущем году не могла похвастаться выраженной динамикой продаж глюкометров, за год они выросли всего на 0,4% (в рублях).

Максимальные темпы роста в десятке показала марка Айчек от компании «Диамедикал» (в 2,2 раза в рублях), впрочем, практически все топовые продукты показали динамику продаж на уровне десятков процентов. Второй результат у Джимейт от российской компании «Медтехсервис» (+85%). Третье место с точки зрения динамики у Медикеа-Лис («ОК Биотек»), продажи за год выросли на 76%. Исключением в ТОР-10 стал только Акку-Чек от «Рош», за год денежный объём продаж сократился на 22%.

Абсолютным лидером по продажам в рознице тест-полосок за январь-ноябрь 2023 г. стала марка Акку-Чек от компании «Рош» (таб. 2), более того, это абсолютный лидер с долей на уровне 38,2%. Продажи относительно аналогичного периода 2022 г. тоже корректируются в сторону снижения (-15%). Вторая строчка приходится на Уантач от «Джонсон и Джонсон» (+11%), замыкает тройку Контур от «Асцензия» (+12%). Все три марки тест-полосок переживали колоссальный всплеск спроса в марте 2022 г., речь шла о динамике относительно февраля 2022 порядка 60% (в шт.).

Важно отметить, что большинство топовых торговых марок тест-полосок колоссальными темпами наращивают присутствие в онлайн канале, из десяти наименований 7 показывают кратную динамику, остальные три демонстрируют прирост натуральных продаж от 49% до 86%.

Минимальную рублёвую динамику в топе показала марка Глюкокард от «Аркрэй Фэктори» (+1% в рублях), а так же Сателлит российской «Элта» (+3%), но тем не менее компания занимает уверенное 4-е место с долей 14,5%. При этом выше мы писали о сравнительно низких ценах на тест-полоски российской компании, в натуральном выражении она занимает уверенное втрое место. Сравнительно скромный прирост показал так же Изитач («Биоптик Технолоджи»), за год продажи выросли на 6%.

Максимальную динамику в ТОР-10 показала марка Медикеа-Лис (+37%), отметим так же Диаконт (+24%) и Айчек (+23%). Причём продажи Диаконт примечательны ещё тем, что они реализуют две марки тест-полосок, которые могут использоваться с отдельными моделями глюкометров компании «Джонсон и Джонсон» в линейке Уантач, в т.ч. с теми, которые были сняты с производства или поставки которых были прекращены.
Источник: RNC Pharma