RNC Pharma: в 2024 г. каждый третий бренд в ТОР-100 показывал рост продаж в рознице на уровне более 20%, снижение демонстрировали только два топовых продукта

16 Января 2025
С января по ноябрь 2024 г., согласно информации базы данных «Аудит розничных продаж ЛП в России (total sell out)» аналитической компании RNC Pharma общий объём российской фармрозницы составил 1,48 трлн руб. (в розничных ценах, включая НДС), динамика относительно показателей аналогичного периода 2023 г. зафиксирована на уровне 17% в рублях.

При этом динамика продаж различных препаратов значительно различалась, но даже среди препаратов-лидеров с точки зрения денежного объёма продаж было множество примеров двузначной динамики. Среди ста торговых марок, лидирующих с точки зрения общего денежного объёма продаж в розничном сегменте, сразу у 33 брендов отмечается рост продаж более чем на 20% в рублёвом выражении по сравнению с 11 месяцами 2023 г. В периоде сравнения таких позиций было существенно меньше — всего 18. Из первой сотни брендов по итогам января-ноября 2024 г. всего два показали сокращение продаж в рублях, при этом годом ранее динамика снижалась по меньшей мере у 29 торговых марок, входящих в ТОР-100. Два года подряд максимальным сокращением характеризовался противовирусный препарат «Арбидол». В январе-ноябре 2023 г. динамика составляла -55%, год спустя стоимостные продажи упали ещё на 11%. Препарат хорошо проявил себя во время пандемии COVID-19, но вслед за снижением заболеваемости, спрос на него начал снижаться, кроме того, серьёзное давление на оригинальный препарат оказывают дженерики.

В анализируемом периоде на рынке был представлен новый продукт, который ворвался в топ торговых марок сразу на 29 место, с точки зрения денежного объёма продаж. Речь идёт о Семавик (МНН семаглутид), от отечественной компании «Герофарм», успех которого определялся фактом замещения покинувшего российский рынок препарата Оземпик.

Если не учитывать Семавик, абсолютным лидером с точки зрения динамики реализации в розничном сегменте российского фармрынка по итогам января-ноября 2024 г. стал препарат для лечения угревой сыпи Акнекутан от компании «Ядран». В рейтинге продукт находится на 84 строчке, но при этом демонстрирует динамику на уровне 82,6% относительно первых 11 месяцев 2023 г. Второй результат у гипогликемического средства Форсига («Астразенека») с динамикой 77%. На третьей позиции Амоксиклав («Новартис»), который прибавил 67% стоимостного объёма за год – вероятно, компания решила проблемы вызванные перебоями производства данного препарата, которые наблюдались в 2022 г. и в 2024 г. смогла выйти на докризисные показатели. Стоит отметить, что у всех участников ТОР-15 в анализируемый период рост денежного объёма продаж сопровождался значительным ростом натурального объёма реализации.

В отчётный период важно отметить рост популярности препаратов из группы средств, влияющих на ренин-ангиотензиновую систему, применяемых при артериальной гипертензии и сердечной недостаточности, в ТОР-15 таких препаратов насчитывается три. Также среди участников рейтинга два препарата для лечения сахарного диабета, впрочем, один из них в основном используется офф-лейбл.