Во время самоизоляции главной ценностью россиян стало свое здоровье и здоровье близких, что следует из результатов социологического исследования Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ). Медицинский бизнес, подстроившись под потребности пациентов и ограничения, скорректировал подходы в организации доступности медицинской помощи, и начал активно внедрять телемедицинские сервисы для дистанционного консультирования с лечащим врачом. В период пандемии телемедицина стала незаменимой, вместе с этим рынок медуслуг оказался сотканным из противоречий и недосказанности. Неожиданной для всей мединдустрии в 2021-м году явилось резкое снижение потребления медицинских услуг. Национальное агентство по безопасности пациентов (НАБП) связывает такую анти-динамику с возникновением фактора «отложенного спроса». Это означает, что в дальнейшем такое обстоятельство повлечет за собой очередной всплеск, вероятнее всего будут наиболее востребованы профилактические медицинские осмотры и комплексная диагностика чек-ап.
При сохранении интереса к дистанционным технологиям, в систему медосмотров будет интегрирована телемедицина, а чек-ап станет уже их логическим продолжением. Главный врач «Инвитро – Москва» Сергей Хомяков прогнозирует развитие цифровой медицины в области трудовых отношений, и приближение диагностических методов к оценке состояния здоровья работников. По его словам, телемедицина будет развиваться в системе предсменных медицинских осмотров и постоянного мониторинга здоровья, который уже повсеместно используется для контроля за состоянием здоровья работников угольных шахт.
В угольной промышленности ведется четкая статистика о количестве травматизма шахтеров на рабочем месте, в том числе по установлению взаимосвязи с результатами предварительных, периодических и предсменных медицинских осмотров. Не всегда эта связь вполне явная, тем не менее такие данные имеются. В качестве пилотных проектов медосмотры работников с применением дистанционных технологий запускались в таких компаниях, как Газпромнефть-Аэро, Почта России, РЖД, Сбербанк, СОГАЗ, X5 Retail Group. Телемедицину протестировал и крупнейший игрок на рынке лабораторной медицины – «Инвитро».
С 2021-го года компания проводит медосмотры водителей, которые осуществляют доставку медицинских услуг на дому. Среднее время осмотра с применением дистанционных технологий составляет около двух минут, тестирование фельдшером классическим способом занимает шесть-семь минут. То есть отмечается экономия времени. Так же как минимум в два раза наступает и экономия средств на проведение самих медосмотров, оптимизируются и трудовые ресурсы. Результаты осмотров документируются, затем проводится динамический контроль за состоянием здоровья работников.
Главврач Сергей Хомяков считает, что при развитии телемедицины в сфере трудовых отношений, потребуется стандартизация методов оценки здоровья, передачи, обработки и хранения информации. «На сегодняшний день не вполне понимаем, что делать с тем объемом информации, который копится о работниках у работодателя, кто ими будет распоряжаться, что будет с данными работника после завершения его трудового цикла на предприятии», – прокомментировал эксперт.
С научной точки зрения каких-либо системных, больших работ по телемедицине в последнее время не проводилось. Есть набор разных исследований, медицинских данных, разделенных с точки зрения безопасности на рабочем месте и безопасности условий труда. Непростым остается и вопрос о регистрации медицинских изделий с применением возможностей информационных передачи данных, и лицензирования организаций, которые предлагают телемедицинские услуги.
Сегодня на рынке телемедицинских услуг представлено более 30 компаний, из них более 6 зарегистрировали в Росздравнадзоре свои программно-аппаратные комплексы как медицинские изделия. При этом в экспертном сообществе отмечается расхождение во мнении о целесообразности регистрации программного обеспечения.
Директор телемедицинской компании «Нобилис» Сергей Чинилов считает обязательным наличие регистрационного удостоверения на медицинское изделие. Он подчеркнул, что существует несколько типов медицинских изделий, которые позволяют либо собирать данные для проведения предсменных осмотров, либо передавать их дистанционно. По его мнению, нужно обязательно выдавать регистрационные удостоверения и тем компаниям, которые оказывают услуги по дилерским отношениям, когда компания закупает медицинский комплекс и самостоятельно организует медосмотры работников.
Другой позиции придерживается глава Комитета по социально-трудовым отношениям «Опоры России», член Российской трехсторонней комиссии Наталия Ушакова. Эксперт считает, что лицензирование тех рабочих мест, где будут применяться дистанционные медицинские аппараты и программно-аппаратные комплексы, должно проводиться в упрощенном формате. Вероятнее всего, в уведомительном порядке по каждой точке, где работодатель проводит такие осмотры. Эксперт добавила, что сами предприятия ожидают оптимизации разрешительной деятельности, связанной с автоматизацией, потому что «всех интересуют более легкие форматы контрольно-надзорной деятельности, которые бы позволяли меньше сдавать отчетности, быть более открытыми и публичными для государственного управления».
Уважаемый посетитель HI+MED!
Сайт предназначен для специалистов здравоохранения.
Нажимая на кнопку «Войти», Вы подтверждаете, что являетесь врачом или студентом медицинского вуза.