25–26 сентября 2014 г. в Москве прошла V Международная конференция «Инновационные обучающие технологии в медицине – 2014» и III съезд Российского Общества Симуляционного Обучения в Медицине РОСОМЕД – 2014. В рамках мероприятия была организована тематическая выставочная экспозиция.
Открылась конференция приветствиями организаторов мероприятия и пленарным заседанием «Состояние и пути развития медицинского образования в России и мире». Об особенностях российского и иностранного медицинского образования на современном этапе рассказал д.м.н., профессор, академик РАН, главный внештатный хирург Минздрава РФ, директор ФГБУ «Институт хирургии им. А. В. Вишневского», президент РОСОМЕД В.А. Кубышкин: «Медицинское образование не только в нашей стране, но и во всем мире сейчас переживает кризис. Я это говорю с полной ответственностью, поскольку постоянно просматриваю сводки из самых разных уголков мира по динамике процесса медицинского образования. Практическая подготовка врача становится очень сложной. Выпускник вуза, сталкиваясь с нестандартной ситуацией, даже имея достаточный стаж, очень часто не уверен не только в хирургическом профиле, но и в любых критических состояниях: это касается анестезиологии-реаниматологии, внутренних болезней и так далее».
Одна из первоочередных задач здравоохранения России – обеспечить безопасность пациентов, а это значит – повысить качество медицинской помощи, которое, в свою очередь, зависит от профессионального уровня врача. На повестке дня инновационные средства обучения медработников, внедрение непрерывного медицинского образования и симуляционных технологий. «Альтернативы тем технологиям, которые нам предоставляет сегодня симуляционная медицина, не существует», – убежден В.А. Кубышкин.
Гибель людей вследствие несвоевременного оказания медицинской помощи, тревожные цифры статистики, свидетельствующие о врачебных ошибках, заставляют медицинских работников всех уровней повышать свой профессионализм. В США в 2013 г. каждый 9-й пациент погиб в результате ошибок врачей, за год потери составили почти 400 тыс. человеческих жизней. Даже в Израиле – признанном лидере по уровню оказания медицинской помощи законом оговорена возможность врачебных ошибок до 3%. По мнению профессора Кубышкина, симуляционные технологии помогут избежать многих случаев врачебных ошибок: «Мы видим недостаток многочисленных чрезвычайно эффективных технологий – это их дороговизна. Но если принципиально подходить к проблеме, то становится ясно, что цена тех ошибок, которые мы вынуждены допускать, выше. А за плечами у каждого специалиста огромная мера этих ошибок, которые помнишь всю жизнь.
Центры, которые открываются в вузах, где-то лучше, где-то хуже, они несовершенны, но это естественная функция развития, эволюции. Я думаю, что в дальнейшем изменится обстановка, и каждый университет будет обладать мощными центрами симуляционного обучения».
Во время конференции прошло заседание круглого стола с участием чле нов координационного совета по развитию непрерывного медицинского и фармацевтического образования Минздрава России «Пилотный проект по развитию непрерывного медицинского образования (НМО). Проблемы и пути решения». Система НМО, успешно внедренная в большинстве развитых стран, начинает применяться и в России. Пилотный проект НМО реализуется с 2014 г. Минздравом РФ совместно с Национальной медицинской палатой и Ассоциацией медицинских обществ по качеству (АСМОК). На круглом столе были представлены первые итоги этого проекта. Электронные учебные модули содержат информацию о новейших методиках диагностики и лечения, контрольные тесты. Новые знания доступны врачам в любом регионе России, обучение не требует затрат на поездки.
Второе направление совершенствования обучающих программ для медработников – применение симуляционного оборудования. На выставке были представлены новейшие виртуальные симуляторы, точные модели человеческого тела из искусственного белка, а также интерактивные роботы, способные реагировать на действия врачей. Участникам конференции была предоставлена возможность не только детально ознакомиться с экспонатами, но и протестировать их на месте. Все желающие смогли пройти тренинг по сердечно-легочной реанимации и получить соответствующий сертификат.
Далеко не все российские медицинские вузы имеют возможность применять в процессе обучения симуляционное оборудование и тем более роботов. Первопроходцем в деле внедрения инновационных технологий стал Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова. Благодаря инициативе Минздрава в скором времени такие новинки станут доступны широкому кругу медиков. По мнению специалистов, применение этих технологий позволяет значительно снизить риск врачебных ошибок.
На выставке, прошедшей в рамках конференции, были представлены около сотни моделей симуляционного оборудования, в том числе виртуальный стол для изучения анатомии, тренажеры и симуляторы для лапароскопических операций, симуляторы для ультразвуковых исследований с тактильной обратной связью, интерактивные роботы, имитирующие новорожденных детей, тренажеры для обучения сердечно-легочной реанимации.
Уважаемый посетитель HI+MED!
Сайт предназначен для специалистов здравоохранения.
Нажимая на кнопку «Войти», Вы подтверждаете, что являетесь врачом или студентом медицинского вуза.