Перспективы развития системы здравоохранения Московской области

1 Октября 2015
10 июня 2013 г. в пресс-центре РИА «Новости» прошел брифинг первого заместителя председателя правительства Московской области Л.Н. Антоновой, на котором шла речь о лекарственном обеспечении граждан и внедрении новых форм медицинского обслуживания населения. Также был представлен подробный отчет, отражающий существующие в системе здравоохранения региона проблемы и возможные пути их решения.
Перспективы развития системы здравоохранения
Московской области


10 июня 2013 г. в пресс-центре РИА «Новости» прошел брифинг первого заместителя председателя правительства Московской области Л.Н. Антоновой, на котором шла речь о лекарственном обеспечении граждан и внедрении новых форм медицинского обслуживания населения. Также был представлен подробный отчет, отражающий существующие в системе здравоохранения региона проблемы и возможные пути их решения.

Медицинскую помощь в Московской области оказывает 2 781 организация, имеющая лицензию на определенные виды медицинской деятельности, из них 1 896 учреждений частной формы собственности, 352 осуществляют индивидуальную предпринимательскую деятельность.
378 медицинских организаций подведомственны Министерству здравоохранения. Среди 127 государственных учреждений здравоохранения – два НИИ: Московский областной научно-исследовательский институт им. М.Ф. Владимирского (МОНИКИ) и Московский областной научно-исследовательский институт акушерства и гинекологии (МОНИИАГ).
Муниципальных учреждений здравоохранения – 251, федеральных – 155. В системе ОМС работают 50 ЛПУ.
Служба родовспоможения включает 1 перинатальный центр, 4 родильных дома (юридические лица), 52 родовспомогательных учреждения и родильных отделения в составе муниципальных больниц.

Система оказания медпомощи
В 2011–2012 гг. сформирована трехуровневая система оказания медицинской помощи населению Московской области:
• 1-й уровень – первичная медико-санитарная помощь, в том числе первичная специализированная (203 учреждения);
• 2-й уровень – межмуниципальный, специализированная медицинская помощь, преимущественно по экстренным и неотложным показаниям (108 учреждений);
• 3-й уровень – региональный, для оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи (20 учреждений).
В Московской области организовано 12 медицинских округов. Взаимодействие систем здравоохранения округа отражается в соглашениях о распределении потоков пациентов. Отрегулирован порядок проведения консультативных приемов и госпитализации населения в мед­организации округа.

Специализированная медицинская помощь
Специализированная медпомощь взрослым жителям Московской области оказывается в 89 муниципальных учреждениях здравоохранения по 73 видам патологий и 59 муниципальных районах и в 68 государственных учреждениях здравоохранения (МОНИКИ им. М.Ф. Владимирского; Клинический центр восстановительной медицины и реабилитации, два онкологических диспансера, Московский областной госпиталь для ветеранов войн, 20 психиатрических больниц; 6 психоневрологических диспансеров, 9 кожно-венерологических диспансеров; 17 противотуберкулезных диспансеров, Московский областной центр специализированной медицинской помощи больным внелегочными формами туберкулеза, Московский областной противотуберкулезный диспансер, 9 наркологических диспансеров).

Развитие отрасли «Здравоохранение»
На 2013 г. бюджетом Московской области на развитие отрасли «Здравоохранение» предусмотрено 66,3 млрд рублей, в том числе на долгосрочную целевую программу «Развитие здравоохранения Московской области на 2013–2015 гг.» – 27,6 млрд.
Основными приоритетами бюджетного финансирования в 2013 г. стали:
• льготное лекарственное обеспечение – 3,9 млрд рублей,
• укрепление материально-тех­ни­ческой базы – 1,7 млрд рублей (оснащение трех региональных сердечно-сосудистых центров – 398 млн, финансирование государственных учреждений, подведомственных Минздраву Московской области, – 12 млрд, в том числе на повышение заработной платы работников государственных учреждений дополнительно выделено 521,7 млн, на единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам – молодым специалистам, работающим в сельской местности, – 125 млн).
На долгосрочную целевую программу «Совершенствование медицинской помощи детям, беременным женщинам и матерям Московской области на 2013–2015 гг.» в 2013 г. предусмотрено 1,6 млрд рублей.
Основные приоритеты: развитие высокотехнологичных репродуктивных технологий, способствующих увеличению рождаемости (выделено 145 млн рублей), профилактика онкологических заболеваний у девочек и женщин (60 млн).

Кадры
В учреждениях здравоохранения Московской области работают более 100 тыс. человек (физических лиц), в том числе более 21 тыс. врачей и более 45 тыс. среднего медицинского персонала.
Показатели обеспеченности населения медицинскими кадрами в 2012 г. в расчете на 10 тыс. человек: врачами – 30,0 (РФ – 44,1), средними медицинскими работниками – 62,5 (РФ – 92,4). Коэффициент совместительства врачей составляет 1,55, средних медицинских работников – 1,54 (в 2011 г. – соответственно 1,53 и 1,54).
Показатель укомплектованности штатных врачебных должностей в 2012 г. – 92,1%, средних медицинских работников – 94,5%. Дефицит врачебных кадров за год вырос на 4,7%, составив в 2012 г. 14 785 человек, дефицит средних медицинских работников за год увеличился на 2,1% и достиг 28 459 человек.
Число работающих врачей пенсионного возраста в 2012 г. составило 35,4%, средних медработников пенсионного возраста – 24,6%.
Средняя заработная плата работников государственных и муниципальных учреждений здравоохранения Московской области наглядно представлена в таблице.

Развитие государственно-частного партнерства
В целях улучшения качества медицинских услуг населению и обеспечения доступной медицинской помощи в рамках реализации долгосрочной целевой программы «Развитие здравоохранения Московской области на 2013–2015 гг.» планируется развитие государственно-частного партнерства в виде построения региональной конкурентной модели здравоохранения.
На сегодняшний день частные медицинские организации практически не участвуют в обеспечении населения медицинской помощью в рамках реализации территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи.
С переходом на одноканальную систему финансирования медорганизаций и последующим переходом на полный тариф создаются условия для участия ЛПУ иных форм собственности в конкурсных процедурах по размещению государственного и муниципального заказов для организации бесплатной медпомощи населению.
В соответствии с ФЗ № 326 «Об обязательном медицинском страховании» от 21.11.2010 г. медорганизация любой формы собственности в срок до 1 сентября 2013 г. имеет право подать заявку на участие в оказании бесплатной медпомощи населению в рамках программы госгарантий в территориальный фонд обязательного медицинского страхования Московской области. Приступить к ее оказанию можно будет с 1 января 2014 г.
Участие медицинских организаций иных форм собственности в выполнении государственного и муниципального заказов на оказание бесплатной медпомощи населению приводит к:
• формированию рынка поставщиков услуг в сфере здравоохранения;
• конкуренции медицинских организаций за пациента и, следовательно, улучшению качества предоставляемых медицинских услуг;
• прикреплению населения к частным поликлиникам, что приведет к улучшению доступности медицинской помощи.
В условиях ограниченного бюд­жетного финансирования госу­дарственно-частное партнерство позволяет реализовать крупные проекты по:
• строительству медицинских уч­реж­дений и научно-меди­цин­ских кластеров,
• проведению реконструкции и капитального ремонта зданий медицинских организаций,
• оснащению современным медицинским оборудованием, подготовке медицинских кадров, в том числе за рубежом.
Примером государственно-частного партнерства на территории Московской области является организация гемодиализной помощи больным с хронической почечной недостаточностью. В настоящее время 1 110 больным ее оказывают 11 муниципальных отделений гемодиализа, 1 отделение гемодиализа в МОНИКИ им. М.Ф. Владимирского и 4 центра гемодиализа, организованные в рамках государственно-частного партнерства, которые работают в 4 смены (в  городах Мытищи, Коломна, Красногорск, Подольск). Обеспеченность гемодиализом составляет 141 ­человек на 1 млн населения (среднемировой показатель – 280 человек на 1 млн населения).
Правительством Московской области в марте 2012 г. принята программа по дальнейшему строительству еще 12 центров гемодиализа в муниципальных образованиях в течение 2013–2017 гг. (2013 г. – Люберцы, Наро-Фоминск, Дмитров; 2014 г. – Электросталь, Сергиев ­Посад, Орехово-Зуево; 2015 г. – ­Егорьевск, Щелково; 2016 г. – Клин,­ ­Чехов; 2017 г. – Видное, Ступино).
Инициаторами инвестиционного проекта строительства диализных центров являются компания «ФрезениусМедиклКеа» (Германия) и ООО «ИнстройРегион».
x^